Вы тут:
Главная > Рецензии > «По ту сторону надежды»: консервация эпохи

«По ту сторону надежды»: консервация эпохи

Сквозь финскую темноту из чёрного угля отряхивает себя Халид — беженец из Сирии, который трудными путями добрался до Хельсинки и ищет убежища. Одновременно с этими событиями в городе некий Вальдемар Вильстрём решает бросить свое дело (продажа футболок), выиграть капитал в покер и открыть ресторан. Их судьбы пересекаются и каждый из них помогает другому, чем может.

Новый фильм финского режиссера Аки Каурисмяки стал уже вторым в трилогии об эмигрантах и даже спустя долгого перерыва в 6 лет поэт Хельсинки не растерял былого таланта удивлять зрителей фирменной трагикомичностью. Город застрял в 90-х со всеми ретро-машинами и финским блюзом на улицах, а герои до сих пор с каменными лицами в полтона заявляют, что не понимают шуток, не заводят друзей и вообще пытаются лишь только выжить в монотонной мясорубке под названием «Жизнь». Несмотря на атмосферу тягучей депрессии, в лентах Каурисмяки всегда находится некий лучик надежды — человек из другой культуры или другого прошлого, который хочет, но не может улыбаться. Персонаж Халид пытается разыскать сестру, но всё время находит противодействие со стороны не столько органов Финляндии, сколько от социума: его избивают скинхеды на улицах, ему говорят «не улыбаться, но быть немножечко веселым». В конце концов Халид встречает угрюмого Вильстрёма, который проявляет к нему сочувствие и человечность.

В холодном городе, где дома выглядят, как сияющие пещеры, а кафе и магазины, как тени прошлого, Аки Каурисмяки неустанно находит что-то светлое. Пусть песни уличных бардов и нагоняют тоску главным героям, но в их глазах постоянно светится вера в неодолимую победу света над мраком. Уже практически визитная карточка режиссера трансформировать трагические моменты с помощью абсурда в бытовую комедию никуда не делась. И даже  эволюционировала благодаря ностальгии за временем, когда люди радовались простым вещам. Простые вещи остались на месте, а люди всё равно хотят большего: открыть собственный бизнес и быть в тренде, как Вильстрём, или вырваться из клетки на свободу, как в случае с Халидом. «По ту стороны надежды» не выглядит как критика какого-либо режима, и даже сатирой на общество его назвать трудно. Скорее, это снова история о маленьких людях в трудных обстоятельствах вопреки уже чуть ли не каноничному европейскому взгляду на мигрантов.

Беженцы в кино казались эфемерными людьми без истории, но с недавних пор в их судьбах начали видеть те же ценности, присущие всем. Это сложно уловить с первого просмотра фильмов Каурисмяки, но и в «По ту сторону надежды» он подмигивает нам, мол, не стоит отчаиваться, даже если тебя занесло в холодный Хельсинки с просроченными сардинами в ресторанах и запачканной старым коньяком скатертью. Главное — всегда оставаться человеком.

 

One thought on “«По ту сторону надежды»: консервация эпохи

  1. Уведомление: May the movies be with you - CinCity

Добавить комментарий

Top