«Манчестер у моря»: шторм внутри неидеального человека

Низкобюджетная авторская лента сценариста «Банд Нью-Йорка» Кеннета Лонергана, скромно начав своё шествие с премьеры на фестивале независимого кино «Сандэнс» в январе 2016-го, набрала в итоге такой премиальный и публичный размах, что ее продюсер Мэтт Деймон, вероятно, с лихвой компенсировал ущемлённое самолюбие на фоне отсутствия лавров и внимания к себе в этом году, как актёр. Лонерган, как в первую очередь прекрасный сценарист, получил две соответствующие награды от Британской и Американской академий. Кейси Аффлек трижды взял статуэтки за лучшую мужскую роль (BAFTA, Золотой Глобус и Оскар), чем в очередной раз доказал нам, не-академикам, что он лучший актёр, чем его скуластый брат.
Именно о работах младшего Аффлека и Лонергана-сценариста хотелось бы поговорить отдельно.

«Маленький человек» , малоэмоциональный мизантроп и холостяк Ли работает мастером-на-все-руки при домашнем хозяйстве большого города Бостона. Работа скромная, низкооплачиваемая и неблагодарная — «благодарность»  клиентов и начальства периодически взрывают его тщательно создаваемую оболочку невозмутимости и уравновешенности. Почему ему приходится этот оборонительный панцирь на себе носить, некая скрытая, тяжёлая внутренняя драма — проявится вскоре в сюжете.

Этот удобный мирок одиночки нарушается, когда ему сообщают о смерти брата Джозефа, у которого в крошечном Манчестере-у-моря (это, собственно, полное название городка Манчестер в штате Массачусетс) остался 16-летний сын. Это обстоятельство вынуждает его ехать туда и окунуться в обстановку прошлой жизни, от которой он когда-то бежал в мегаполис, чтобы там раствориться и что-то забыть. Нотариус шокирует его завещанием брата Джо, согласно которому он становится опекуном племянника. Все юридические, экономические и человеческие задачи, которые наваливаются на него по приезду, и есть ключевая проблематика фильма, заданная сценаристом. Справится ли Ли (извините за каламбур) с этой рутинной организационной обоймой? За этим весьма интересно наблюдать, не отрываясь, два часа. Уж очень узнаваемая обстановка для любого, кто не родился в Межигорье и Конче-Заспе.

Актёрский состав подобран Лонерганом блестяще. От подростков до зрелых артистов — здесь все, кажется, на своих местах. Занявшая прочную нишу в авторском кинематографе красавица Мишель Уильямс, не менее очаровательный Кайл Чендлер (тот самый честный следователь из «Волк с Уолл-стрит») — примечательно, что фамилия семьи по сюжету тоже Чендлер, симпатичный, явно дружеский трюк сценариста. Даже «плюшевый» милашка Мэтью Бродерик, и здесь играющий святошу. И, весь как натянутый нерв, который вот-вот с треском лопнет, Ли — невероятно реалистичный в кадре и подкупающе неидеальный Кейси Аффлек.

Но помимо людей, немало важных ролей здесь играют знаковые предметы. Это мать братьев, которой уже нет в живых — которую олицетворяет названная её именем рыбацкая лодка — она весь фильм рядом, на устах, в умах героев, её хотят было продать, да не выходит. Городок Манчестер в пять тысяч жителей — как символ семьи, от которой не уйдёшь. Можно бежать в большой Бостон, но чувствовать, что рано или поздно вернёшься в свой Манчестер. Здесь нет похоронного бюро, есть только кладбище. «Люди здесь умирают, но сами не отсюда. Все хотят уехать». Кладбище Манчестера, в котором похоронить умершего можно только в тёплое время города. Маленький город и большое холодное море — вечные спутники, метафора жизни и смерти.

Фильм весь напичкан метафорами, только успевай считывать. Они — в визуальном ряде, в мизансценах, в диалогах («Вот здесь, на острове Невзгод, мы с твоей тётей Рэнди и поженились»). Дотошный киноман найдёт чем поживиться. Этот процесс обогащает музыка — она здесь постоянная и обволакивающая. От классики в неспешных передвижениях героев до оживляющих действие джаза и свинга в событийных фрагментах. Меломан возрадуется. (Именно поэтому стоит порекомендовать смотреть кино в оригинальном звуке, с субтитрами).

«Мне не справиться. Не справиться», — удручённо говорит Ли племяннику.

А вот Кеннет Лонерган справился на отлично. Его кинематографическая элегия — грустная, созерцательная, написанная очень лично, с любовью к людям и их недостаткам, ошибкам прошлого и шансов их исправить в будущем. Все — неидеальны, нужно искать зацепки и спасательные круги, чтобы выкарабкаться после очередного шторма, отдышаться, полюбить себя в создавшихся обстоятельствах, сохранить семью и ценить, беречь близких тебе людей. Пока их не втянуло в себя огромное и молчаливое море.

Залишити відповідь