Вы тут:
Главная > Рецензии > «Патерсон»: дзен и искусство вождения автобуса

«Патерсон»: дзен и искусство вождения автобуса

Человек по имени Патерсон живёт в городе, который тоже называется Патерсон, водит автобус, любит свою жену, пишет не самые классические стихи, гуляет с собакой, пьёт пиво.

Вот в двух словах весь сюжет нового фильма Джима Джармуша.  В общем-то, если вы смотрели хотя бы один фильм этого режиссёра, то такая внешняя скучность и банальность фабулы вряд ли кого-то удивят. Фильмы Джармуша обычно берут не драмой или конфликтом, а скорее атмосферой, музыкой (как, например, саундтрек от прекрасной японской группы Boris в «Пределах контроля») и воздействием на каком-то подсознательном уровне. В «Патерсоне» всё это достигает своего апофеоза, ведь та самая драма и конфликт здесь отсутствуют напрочь.

Проще всего было бы сказать, что фильм воспевает повседневность и слагает оды рутине. На самом деле, примерно так оно и есть. Главный герой, которого сыграл Адам Драйвер, живёт абсолютно обычной и рядовой жизнью, не хватает звёзд с неба, не стремится к чему-то, не спорит ни с кем, но, с другой стороны, всегда готов выслушать любого встречного – от уличных гангстеров до коллеги по работе с его жалобами на семейные проблемы. И во всём этом Патерсон находит гармонию, он принимает мир и свою жизнь такими, какими они есть, не пытаясь что-то менять.  В общем, эдакий дзен-буддист, полностью избавившийся от эго и нашедший Бога в своём автобусе и своих стихах. Есть прекрасная американская книга «Дзен и искусство ухода за мотоциклом», которая довольно популярно описывает всю эту философию.

Другой слой картины лежит, собственно, в стихах, которые пишет главный герой и посвящает их в основном своей жене (роль которой досталась прекрасной Гольшифте Фарахани). Это стихи, лишенные рифмы и каких-то метафор, они буднично описывают жизнь и являются прямой отсылкой к битникам и конкретно Уильяму Карлосу Уильямсу, чьё имя всплывает в фильме не раз; кроме всего прочего, он является автором поэмы «Патерсон», которая посвящена городу и его жителям. В любимом баре Патерсона висит фото Алена Гинзберга, дома у него стоят книги О Хара и Уильямса. Со случайной девочкой, дочкой кого-то из коллег, он обсуждает Эмили Дикинсон. Поэзия является не менее важной темой фильма, чем пресловутое воспевание повседневности. Другое дело, что главная мысль и заключается в том, что поэзию можно находить в чём угодно, включая такую обычную вещь, как спички на кухне.

Несмотря на хвалебные отзывы критиков, этот фильм явно не стоит советовать всем подряд. И не потому, что кто-то условно ценитель арт-хауса (коим фильм Джармуша назвать нельзя), а кто-то «быдло», нет, просто «Патерсон» – это слишком специфическая работа. Кому-то такой взгляд на мир покажется довольно пошлым и псевдоэстетским. И в принципе такая точка зрения имеет право на существование, здесь, скорее, вопрос в том, резонирует фильм с вашим мироощущением или нет. Если нет – он сто процентов покажется вам до боли скучным. Или претенциозным.  Но в любом случае – в мире, который с каждым годом всё больше катится в пропасть и всем тем сумасшествием, которое происходит ежедневно, просто обязаны существовать такие спокойные, гармоничные и умиротворяющие фильмы как «Патерсон».

Добавить комментарий

Top