Вы тут:
Главная > Новости > Хроники Берлинале: жестокость, война, память и снова жестокость

Хроники Берлинале: жестокость, война, память и снова жестокость

«Человек, место, время и снова человек» (Ingan, gonggan, sigan geurigo ingan, реж. Ким Ки Дук)

Тревожная обстановка царит на круизном лайнере: кучка агрессивных хулиганов запугивает остальных пассажиров, пытаясь услужить оказавшемуся на борту сенатору. Политик не особенно ограничивает их в действиях, способствуя разбою, разврату и насилию. Ситуация усугубляется, когда корабль нежданно-негаданно возносится в облака: ограниченное количество еды приводит к установлению на борту настоящей кровавой  диктатуры.

Новая работа корейского режиссера отсылает к его предыдущей «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и названием, и в какой-то степени содержанием. Ким Ки Дук снова размышляет о цикличности жизненных процессов, правда, придает им намного более жесткую форму. При этом, несмотря на обилие отталкивающих сцен, фильм получился на удивление голливудским. То ли из-за библейских коннотаций (которые сам режиссер не подтверждает, но кто бы на его месте так просто выдавал секретики), то ли из-за концепции «а что, если…», в рамках которой создавались многие блокбастеры, то ли потому что напоминает «маму!» Даррена Аронофски — как бы там ни было, получилась авторская интерпретация сотворения мира, которая наверняка не всех устроит, но как минимум заинтересует.

«Транзит» (Transit, реж. Кристиан Петцольд)

У режиссера уже есть 3 «медведя», но он не перестает грезить Золотым. На этот раз Петцольд привез в Берлин экранизацию одноименного романа Анны Зегерс, действие которого происходит во время Второй мировой войны. Петцольд перенес сюжет в современный сеттинг, это временное несоответствие и стало, собственно, главной изюминкой фильма. Большинство персонажей умещаются в «Транзите» по соседству с центральным героем, но практически не взаимодействуют между собой. Отчасти из-за этого история оказывается слишком ровной, чтобы вызывать какие-то острые переживания, хотя временной твист, очевидные аналогии между военными эмигрантами и современными беженцами плюс лав стори — все это имело хорошие шансы сделать кино более трогательным и увлекательным.

«День победы» (реж. Сергей Лозница)

Как мы и подозревали ранее, новая документальная работа украинского режиссера стала логическим продолжением его «Аустерлица». Полтора часа камера отрешенно наблюдает за празднованием 9 мая в Берлинском Трептов-парке. Люди собираются, отдают какие-то формальные почести, но очень быстро мероприятие приобретает черты скорее деревенской свадьбы, чем траурной процессии. Танцы, песни, пьяные споры на месте захоронения более 7000 солдат — со стороны это выглядит действительно дико. Но, к сожалению, не для всех. Тем, кто не имеет точек соприкосновения с пост-советским миром, оказалось не так просто считать противоречие, на которое указывает Лозница. Его авторский метод — показывать, а не рассказывать — не срабатывает в этом случае так же эффективно, как в «Аустерлице». Но для всех нас это напоминание о том, от каких особенностей менталитета стоит избавляться в первую очередь.

«Утёйа, 22 июля» (Utøya 22. juli, реж. Эрик Поппе)

Еще до выхода ленты в воздухе витали опасения о его потенциальной спекулятивности, после же премьеры на «Утёйю» сразу повесили ярлык «самый скандальный фильм Берлинале». Это история о теракте норвежского националиста Андерса Брейвика, расстрелявшего в 2011 году молодежный лагерь правящей Рабочей партии на острове Утёйа. Стрельба продолжалась 73 минуты, немногим больше длится фильм, снятый одним кадром. Зрителя «склеивают» с центральной героиней, которая во время бойни пытается найти в лагере потерянную сестру. Сам теракт при этом остается практически за кадром: мы видим силуэт Брейвика только однажды, зато отчетливо слышим каждый выстрел.

Благодаря документальной манере и фиксации на конкретном персонаже «Утёйа» создает напряженную и невероятно гнетущую атмосферу, в которой зритель неизбежно ассоциирует себя с жертвой. Конечно же местами фильм манипулятивен, несовершенен. Но во время очередного подъема националистического движения это несомненно важное и нужное кино.

One thought on “Хроники Берлинале: жестокость, война, память и снова жестокость

Добавить комментарий

Top