Вы тут:
Главная > Новости > «Смерть Сталина»: есть ли жизнь после вождя?

«Смерть Сталина»: есть ли жизнь после вождя?

1953 год. Верховный лидер СССР товарищ Сталин умирает при странных обстоятельствах. После его кончины ближайшее окружение еще долго не может разобраться: вызвать врача? Но все хорошие медики давно в темницах НКВД или сосланы в Сибирь. Нарушить запрет Сталина и позвать неугодного системе доктора? А вдруг Сталин оживет? Сюр начинается с первых кадров.

Армандо Иануччи в своем фильме создал гремучую смесь: соединил гротескную комедию и драму о сталинском режиме. Сам режиссер не раз отмечал, что события фильма могли произойти где угодно, в любой стране тоталитарного режима. Когда умирает тиран, в его окружении начинается борьба за власть — и не на жизнь, а на смерть.

Очень сложно абстрагироваться полностью и воспринимать происходящее на экране как фикцию: в течение всего фильма пробирает ужас и мурашки от осознания, что все это было на самом деле. Что-то утрировано до абсурда, но сотни смертей, страх в глазах людей это все было в нашей истории, было в совсем недалеком прошлом.

Понимая это, Иануччи максимально уважительно относится к историческим событиям, прекрасно отдавая себе отчет в том, что происходило с людьми в СССР в то время. В фильме это не предмет шуток — высмеивается верхушка власти, порожденная сталинским режимом, подковерные интриги и несуразица  вокруг. Это и смешно, и грустно. Комедия здесь на первом плане, но происходящее на экране не дает забыть, о каком времени идет речь.

Если вы впервые слышите фамилии Маленкова или Молотова, режиссер сразу даст разобраться, кто есть кто. Майкл Пейлин, словно только из фильмов Монти Пайтона, в роли Молотова отрекается от своей жены за измену Родине, а через 5 минут готов принять ее обратно. Хрущев Стива Бушеми клоун, которого никто не принимает всерьез, каждый день надиктовывает жене шутки, понравившиеся Сталину. Лаврентий Берия, отправляющий пачками людей на смерть, готов прикинуться реформатором, устроить амнистию и пригласить священников на похороны лидера.

Один за одним верховные лидеры открываются перед нами во всей красе, все больше напоминая пауков в банке. Конечно, основная игра ведется между Берией и Хрущевым, но даже зная, чем вся эта история закончится, интересно наблюдать за каждым поворотом сюжета.

Актерские перформансы прекрасны: от Стива Бушеми до практически неузнаваемой Андреа Райзборо в роли дочери Сталина — каждый герой, главный или второстепенный, уместен в своей роли. Появляется Руперт Френд в роли Василия Сталина и перетягивает зрительское внимание на себя гомерически смешной бестолковостью, появляется Джейсон Айзекс в роли Жукова и затмевает всех своей харизмой и самоуверенностью.

Кстати, если вы боитесь разгульной отсебятины, как это часто бывает в зарубежном кино по отношению к советскому времени, то вам не стоит переживать. Ничто не выдает снятого европейцем фильма, кроме английских актеров. Быт и исторические детали переданы с большой любовью к фактам.

Как заметил сам режиссер, комедия еще не означает, что ее автор умаляет важность темы, на которую шутит. Комедия дает нам возможность еще раз рассмотреть ту или иную тему под другим углом.

Добавить комментарий

Top