Вы тут:
Главная > Рецензии > «Лунный свет»: какими кажутся мальчишки

«Лунный свет»: какими кажутся мальчишки

Прежде чем рассуждать о тонкостях цвета кожи и сексуальной ориентации в фильме «Лунный свет» режиссёра и сценариста Барри Дженкинса, стоит упомянуть, что адаптировал он для этого сценария пьесу Тарелла МакКрейни «В лунном свете чёрные мальчишки кажутся синими». И получил за этот труд соответствующую статуэтку («Лучший адаптированный сценарий») от Киноакадемии — именно эту награду я считаю ключевой для фильма. Оба упомянутых творца — темнокожие. Оба опираются в этом труде на исключительно личную, а не конъюнктурную проблематику: их матери страдали наркоманией. Оба родились и выросли в Майами штата Флорида — в краях, описанных в фильме, где цвет кожи и причастность к криминальному миру являются настолько же естественными факторами, как для украинца — сало и кумовство.

Фильм описывает три этапа жизни и болезненного формирования личности афроамериканца Широна. Лишённого отца физически, а матери нравственно, оставшегося без родительской заботы и воспитания, мальчика опекают случайные, в общем-то, люди. Брутальный наркодиллер Хуан своеобразно заменяет ему папу, а подруга Хуана даёт мальчишке периодически кров и пример хорошо относящейся к нему женщины.

Мальчик, а затем подросток Широн, которого сверстники зовут то «малой», то «ниггер», то «педик», но только не по имени — лишь изредка он слышит его от подруги Хуана. В итоге образ «своей» женщины, который мальчики, как правило, формируют на основе своих матерей, ему брать неоткуда. Единственный полноценный и авторитетный образ, который он имеет как для подражания, так и для представления о порядочном человеке — это развязный, сплошь криминальный, но внимательный и ласковый к нему Хуан. Тот даёт ему базовые понятия о человеческих отношениях и личном пути, учит плавать и выживать. Не удивительно, что повзрослев, он полностью копирует все атрибуты этого маскулинного типа. От внешних до профессиональных. Но, приглядевшись, видишь в здоровенном раскачанном бугае, с золотой цепью и вставной золотой челюстью, при дорогой машине — всё того же беззащитного и робкого мальчишку, с прежними комплексами и нереализованными естественными потребностями и… с той же Любовью.

Позднее, уже будучи подростком, так и не сумев вписаться в окружающий социум, вечно унижаемый сверстниками и всё более уходящий внутрь себя Широн находит в школе единственного ровесника, который его может выслушать и понять. Он и становится его единственной любовью на всю жизнь.

В итоге, имеем материал о жестокости стандартизированного общества, вне зависимости от цвета кожи и ориентации. О важности присутствия отца и матери (или тех, кто их заменяет) в жизни ребёнка и подростка — и о том, к чему приводит их отсутствие. О глобальном одиночестве и непонимании людей, сколько-нибудь отличающихся от большинства.

Blue — cиний/голубой цвет, которым кажутся мальчишки в свете луны, согласно названию пьесы и монолога Хуана в фильме, это не только оттенок, присущий жаргонной трактовке нетрадиционной ориентации мужчины, но ещё и цвет грусти. Blue — грустный, печальный, лирический. Именно этим настроением пропитан фильм, главный герой и вся его далеко не веселая  жизнь.

Кино начинается с трека «Every nigger is a star» Бориса Гардинера из саундтрека к одноимённому фильму 1973-года, и вернувшегося в наушники в 2015-м благодаря Кендрику Ламару — эталону современного хип-хопа и всей темнокожей культуры. Знаковая вещь и посыл для зрителя в самом начале. И дело вовсе не в проблематике #OscarsSoWhite (скандала, развернувшегося после вручения Оскаров в 2016-м году, когда «неравнодушная» часть американцев не посчитала долю наград афроамериканцам достаточной и справедливой, как будто для этого есть некие пропорции и квоты). С тем же успехом можно было снять аналогичный фильм о белом человеке. Но авторы оригинальной пьесы и сценария — не белые, и это часть их собственной жизни, талантливо, откровенно снятая.

«У чёрных есть чувство ритма,
У белых — чувство вины,
Но есть третьи, без особых примет,
Что смотрят на женщин только ниже спины», —

пел Борис Борисович Гребенщиков в 1984-м году. И кажется мне, для этих самых «третьих» и снято данное замечательное, заслуженно оскароносное  кино — в надежде обратить внимание на причины и корни проблемы (одиночества, отчуждения, инородности), а не на формы её проявления, и уж точно не популяризации или конъюнктуры ради.

One thought on “«Лунный свет»: какими кажутся мальчишки

Добавить комментарий

Top