Вы тут:
Главная > Рецензии > «Тони Эрдманн»: смех сквозь слезы

«Тони Эрдманн»: смех сквозь слезы

«Тони Эрдманн» уже получил ряд престижных наград, в том числе приз ФИПРЕССИ и пять премий Европейской киноакадемии, а также номинацию на «Золотой глобус» и «Оскар». Неплохо, как для всего лишь третьего полнометражного фильма Марен Аде, которая не снимала кино целых 7 лет до этого. Кстати, именно столько не появлялся на экранах и Джек Николсон, который решил прервать затянувшийся перерыв ради съемок в американском ремейке немецкой трагикомедии (за что отдельное спасибо Марен).

Длинный хронометраж картины (162 мин.) может испугать неподготовленного зрителя. Это ведь не фильм о супергероях, где экшн на каждом шагу поможет скоротать время быстро и безболезненно. Да и словосочетание «немецкая трагикомедия» на первый взгляд не сулит ничего добротного. Много ли мы видели хороших немецких комедий? Такие, конечно, есть, но в голову почему-то ничего не приходит. «Тони Эрдманн» заставит вас думать иначе.

С первых кадров мы понимаем, что Винфриду (Петер Симонишек) чувство юмора не чуждо. Вставная челюсть и глупые шутки — его лучшие друзья. Чего не скажешь о его дочери Инес (Сандра Хюллер). Она одержима карьерой настолько, что уже не особо задумывается о получении удовольствия от чего-либо еще. Подобный расклад совершенно не устраивает Винфрида, и он решает исправить ситуацию очень своеобразно — с помощью диссоциативного расстройства идентичности, в простонародье более известного как раздвоение личности. Вот тут мы и знакомимся с Тони. Помимо вставной челюсти и глупых шуток на помощь ему приходит несуразный парик. Инес первое время серьезно обеспокоена психическим здоровьем отца, но со временем понимает, что его восприятие жизни оказывается здоровее любого другого.

Сочетание комедии и драмы настолько удалось режиссеру, что после фильма чувствуешь, будто каждая ячейка в эмоциональной палитре была вдоволь наполнена. Ощущение абсурдной неловкости в некоторых сценах побороть сможет только внезапно накатившая грусть в следующей сцене. А в эпизоде с «голой вечеринкой» так вообще не избежать слез, но вовсе не от грусти, в этот раз — от смеха. Винфрид с Инес ставят друг друга  в неловкое положение примерно как Уоррен Битти с «Ла-Ла Лэндом». Но в отличии от Битти у Винфрида четко прослеживается цель. Инес погрязла в чопорности и формальностях офисной жизни, из пут которой Винфрид с помощью Тони пытается ее вытащить. Так, может, Тони и есть тот самый супергерой, но не сказочный, а даже слишком приземленный?

Тема отцов и детей не нова, но близка каждому, за счет чего идентифицировать себя с одним из персонажей смогут почти все. В Инес безответственные дети узнают свое нежелание уделять достаточно внимания пожилым родителям, концентрируясь на своей жизни. А в Винфриде более старшее поколение увидит стремление помочь своим запутавшимся взрослым детям, хоть те и не просят о помощи. Режиссер знакомит зрителя с историей постепенно и достаточно отстранено, что свойственно фильмам «берлинской школы». Аде — представитель второй волны этой школы, формально объединяющей молодых немецких режиссеров, чьи фильмы выходили с конца 90-х. Хотя на самом деле никакой школы нет, так как нет ни манифеста, ни правил. Тем не менее выработались определенные тенденции, свойственные сразу нескольким режиссерам. Например, они совершенно не пытаются манипулировать зрителем. «Тони Эрдманн» не выжимает слезу, чтобы выжать, скорее это происходит само собой. А нам само собой остается только ждать следующего фильма Аде, напевая «(I Want To) Come Home» Пола МакКартни и надеятся, что тот выйдет не через 7 лет.

3 thoughts on “«Тони Эрдманн»: смех сквозь слезы

  1. Уведомление: Monkey business - CinCity

Добавить комментарий

Top