20 премьер 70-го Берлинского кинофестиваля

Берлинский кинофестиваль, кажется, решил начать с чистого листа. Спустя 18 лет правления кресло директора покидает опальный Дитер Косслик. Премию Альфреда Бауэра упраздняют из-за подозрений связи основателя Берлинале с нацистами. Появляется новая секция Encounters.

В программе кинофестиваля по-прежнему много политического и социального кино со всего мира, но вполне вероятно, что под управлением новых руководителей Мариэтт Риссенбик (директорка German Films) и Карло Шатриана (экс-глава фестиваля в Локарно), Берлинале может сменить вектор уже в ближайшее время.

 

Пиноккио (Италия, реж. Маттео Гарроне)
Berlinale Special
Экранизация классической итальянской сказки от режиссера фентезийной «Сказки сказок» и социального триллера «Догмэн». Какой увидел историю мальчика из полена Маттео Гарроне — большая интрига и загадка. По трейлеру выводов делать не будем. Точно знаем, что Джепетто играет Роберто Бениньи, а Гарроне рассказывал в одном из интервью, что бредил проектом чуть ли не с самого детства.

 

Дни (Тайвань, реж. Цай Минлян)
Основной конкурс
Медленная ЛГБТ-драма от представителя тайваньской новой волны и завсегдатая Венеции с Берлинале. Минлян известен любовью к статике и отстраненности, «Дни» в этом плане не обещает стать сюрпризом. А вот отсутствие диалогов — это уже что-то новенькое и интересное.

 

Дау. Наташа (Россия, реж. Илья Хржановский)
Основной конкурс
Многострадальный долгострой про советского физика Льва Ландау, который снимали в Харькове. В основном конкурсе покажут одну из 10 «серий» проекта, запрещенного в России (в связи с содержанием «материалов, пропагандирующих порнографию»). Судя по отзывам, «Наташа» — одна из самых радикальных частей альманаха. Вне конкурса покажут «Дау. Дегенерация», если будете в Берлине, располагая лишними 6 часами — не пропустите.

 

Номера
Berlinale Special
Уже будучи в российской тюрьме, Олег Сенцов написал пьесу об утопическом мире с десятью персонажами. Каждый из героев носит порядковый номер и подчиняется верховному богу — Нулю. Порядок нарушает появление Одиннадцатого. «Номера» был срежиссирован дистанционно: рабочий процесс с режиссером Ахтемом Сеитаблаевым Сенцов обсуждал в письмах. Премьера в Украине запланирована на осень этого года.

 

Никогда Редко Иногда Всегда (США, реж. Элиза Хиттмен)
Основной конкурс
Две подружки из Пенсильвании пытаются понять, что делать с незапланированной беременностью одной из них. Ситуация усложняется законодательством об абортах в их родном штате, так что героини отправляются в Нью-Йорк. Фильм участвовал в основном конкурсе Sundance и получил специальную отметку жюри.

 

Последние и первые люди (Исландия, реж. Йохан Йоханссон)
Berlinale Special
Единственная и, увы, посмертная полнометражная работа композитора — футуристическая рефлексия о судьбе человечества. Автор музыки к фильмам Дени Вильнева и лауреат «Золотого глобуса» за «Вселенную Стивена Хокинга» задумывал мультимедийный проект, который должен был демонстрироваться в концертных залах вместе с живой оркестровой партитурой, но идею не удалось осуществить — два года назад Йоханссона не стало. Фильм снимал оператор «Виктории», закадровый текст читает Тильда Суинтон.

 

Непройденные дороги (Британия, реж. Салли Поттер)
Основной конкурс
Мы бы ни за что не пропустили фильм с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг, еще и снятый дорогой Салли Поттер («Орландо», «Вечеринка»). Писатель колесит по Нью-Йорку, вспоминая события бурного прошлого. У него проблемы с памятью — восстановить события герою помогает дочь.

https://www.youtube.com/watch?v=rpvfaSzYgdI&feature=emb_logo

 

Мой год Сэлинджера (Канада/Ирландия, реж. Филипп Фаллардо)
Berlinale Special
Джоанна работает ассистенткой литературного агента Маргарет. Девушка, среди прочего, отвечает на письма, адресованные Джэрому Д. Сэлинджеру, а втайне и сама мечтает стать писательницей. В экранизации одноименного бестселлера Джоанны Ракофф сыграли бесконечно милая Маргарет Куэлли (именно ее ступнями любовалась камера Тарантино в «Однажды в… Голливуде») и Сигурни Уивер.

 

Берлин. Александерплатц (Германия, реж. Бурхан Курбани)
Основной конкурс
Неон и кислота. Завязка перекликается с «Синонимами» — прошлогодним триумфатором Берлинале. Френсис бежит из Африки и оказывается в Берлине, где на его долю выпадает множество испытаний, в том числе и криминальных. В основу сюжета легла книга Альфреда Деблина. Знаковый немецкий роман однажды уже экранизировал Райнер Вернер Фассбиндер. Режиссеру осовременненой версии Бурхану Курбани близка тематика национальных меньшинств и миграционного кризиса — сам он выходец из Афганистана.

 

Малмкрог (Румыния, реж. Кристи Пую)
Encounters
Новая работа одного из самых ярких представителей румынской новой волны («Смерть господина Лазареску» и «Сьераневада») — вольная экранизация книги «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» русского философа Владимира Соловьева. Пятеро друзей ведут светские беседы и предаются гедонизму в имении интеллигентного помещика Николая в Трансильвании. Чем дальше в лес — тем жарче споры. Придут ли к единому мнению собеседники, непонятно, но будем учитывать, что в книге фигурирует Антихрист, а Пиу склонен к открытым развязкам.

 

Чужак (Аргентина, реж. Наталия Мета)
Основной конкурс
Мы идем смотреть это кино, потому что: а) оно сделано в Аргентине, б) заявлено, как «психосексуальный фантастический триллер» в) спродюсировано теми же людьми, что и «Зама» Лукреции Мартель. Главная героиня страдает расстройствами сна. Женщине начинает казаться, что монстры из ночных кошмаров стремятся завладеть ее телом.

 

Сибирь (Италия, реж. Абель Феррара)
Основной конкурс
О фильме, деньги на который не находились три года, Феррара говорил много, но понятно из этого все равно мало. Вроде как герой Уиллема Дефо (проекция самого Феррары) оказывается в Сибири (только формально — съемки проходили в итальянских Альпах, мексиканской пустыне и Германии) и переосмысляет свою жизнь. Фильм кажется метафорой то ли изгнания, то ли уединения, а источником вдохновения стала «Красная книга» — дневник Юнга, опубликованный 10 лет назад.

 

Ширли (США, реж. Жозефин Декер)
Encounters
В центре еще одной плюшки с Санденса — знаменитая американская писательница Ширли Джексон. Вы точно видели хотя бы одну из множества экранизаций ее «Призрака дома на холме. Главные роли сыграли Элизабет Мосс и Майкл Стулбарг (продано!). По сюжету в дом невротичной авторки попадает молодая пара: Джексон немедленно втягивает героев психологическую интригу, чтобы подпитаться вдохновением для создания следующего романа.

 

Ундина (Германия, реж. Кристиан Петцольд)
Основной конкурс
Современная версия «Русалочки» от одного одного из самых ярких представителей «берлинской школы». Героиню бросает любовник. Сердечная зачем-то решает обратиться к мифологии, которая велит ей убить изменника и покончить с собой. Впрочем, новая любовь вроде как сулит истори хэппи энд. Исполнители главных ролей Паула Бер и Франц Роговский перекочевали в «Ундину» прямиком из предыдущей работы Петцольда «Транзит»

 

Земля блакитна, ніби апельсин (Україна, реж. Ірина Цілик)
Generation 14plus
Гордимся украинкой Ириной Цилык: дебют режиссерки получил отметку за лучшую режиссуру на Санденсе, а теперь попал в программу Generation 14plus Берлинале. В Украине премьера состоится уже в марте на фестивале Docudays UA. Названием фильма стала цитата французского поэта Поля Элюара. Главные герои ― семья, живущая возле линии фронта на Донбассе. Мама и ее четверо детей снимают фильм о своей жизни.

 

Соль Слез (Франция, реж. Филипп Гаррель)
Основной конкурс
Ветеран французского кинопроизводства и папа Луи Гарреля изменил Каннам и Венеции ради 70-го Берлинале — а это что-то да значит! Традиционно черно-белая драма познакомит нас с молодым героем по имени Люк. Юноша разрывается между родным городком в провинции и Парижем. В столице у Люка вспыхивает страстный роман, но дома ждут любовь детства и престарелый отец.

 

Прописные буквы (Румыния, реж. Раду Жуде)
Форум
Еще один представитель румынской новой волны, лауреат Берлинале за режиссуру («Браво!») привез на фестиваль сразу две работы. «Выход из поезда» — реконструкция фашистских погромы 1941 года с помощью архивных материалов (Жуде уже обращался к этой теме в своем «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары»). «Прописные буквы» — история румынского подростка, изрисовавшего в 1981 году стены штаба Коммунистической партии антиправительственными призывами. Вот его и посмотрим.

https://www.youtube.com/watch?v=5QJbd22y6JM&feature=emb_logo

 

Хиллари (США, реж. Нанетт Бурштейн)
Berlinale Special
За феминистическую повестку на Берлинале отвечает в том числе и документальный мини-сериал о закулисье избирательной кампании Хиллари Клинтон и личной жизни экс-кандидатки. Будет и Обама, и Трамп, и Путин, и, разумеется, Билл Клинтон.

 

Эдди (Великобритания, реж. Дэмьен Шазелл и др.)
Сериалы
Париж. Эллиот старается изо всех сил, но дела в его джазовом клубе «Эдди» идут так себе. С коллегами по группе, в которой он играет, отношения разладились, а тут еще и дочь-подросток из Нью-Йорка нагрянула… Второго «Ла-ла ленда» не ждем, но любая работа Дэмьена Шазелла нам в радость. В Берлине покажут несколько первых эпизодов, остальные будем покорно ждать на Netflix.

 

Вперед (США, реж. Дэн Скэнлон)
Berlinale Special
Когда мы устанем от социальщины и политоты — пойдем смотреть новую анимацию Pixar про эльфов, взявшихся вернуть миру волшебство. Украинским зрителям ждать такой возможности осталось тоже недолго — в прокат мультфильм выйдет уже 5 марта. Правда, уже в дубляже, а нам посчастливится послушать Криса Пратта и Тома Холланда, которые озвучили главных героев.

Залишити відповідь