Вы тут:
Главная > Рецензии > «Паразиты»: классовая борьба без победителя

«Паразиты»: классовая борьба без победителя

Пон Чжун Хо — южнокорейский режиссер, широко известный на родине и в Азии, но мало кто знаком с его творчеством в украинских широтах. Его фильмы «Воспоминания об убийстве» и «Хозяин» становились лидерами местного проката. А экологическая сказка «Окча» 2017 года участвовала в основной программе Каннского кинофестиваля, но наград тогда не получила. Зато уже следующий фильм корейца «Паразиты» не просто снова попадает в основную программу, но и приносит режиссеру главный приз, оставив позади Кена Лоуча, Педро Альмодовара и Квентина Тарантино. Кстати, последний не раз называл Пона Чжун Хо своим любимым режиссером.

В последнее время Каннский фестиваль не на шутку заинтересовался азиатским кино. В прошлом году на слуху у всех был «Пылающий» корейца Ли Чхан Дона, а обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал фильм «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды, который неоднократно сравнивали с «Паразитами» — оба фильма затрагивают темы семьи и социального неравенства. Но в случае с прошлогодним победителем мнения жюри и критиков разделились. Зато новаторство «Паразитов» противоречий и сомнений не вызвало ни у жюри, ни у критиков, ни теперь у зрителей.

Фильм рассказывает о семье безработных, которая живет в полуподвальном помещении, едва ли пригодном для жизни. Они воруют соседский Wi-Fi, который ловит только в уборной, и перебиваются подработками вроде складывания коробок для пиццы. Папа сдался после неудачной попытки открыть кондитерскую, мама когда-то была спортсменкой, но с карьерой так и не сложилось. Двое взрослых детей не смогли поступить в университет. Случайным образом сын Ки-ун становится репетитором английского для дочери местного богача и приобретает новое модное имя «Кевин». Ему удается прощупать почву и разработать целый план обогащения своей семьи за счет новых работодателей. Выясняется, что, несмотря на свою необразованность, все члены семьи проявляют отличные навыки аферистов. Папа становится водителем, мама — убирает и готовит, а дочь (отныне Джессика) начинает давать младшему ребенку уроки так называемой «арт-терапии». После этого сюжет начинает развиваться в неожиданном направлении, о чем режиссер просил умолчать.

Для среднестатистического европейского зрителя словосочетание «корейское кино» абсолютно чуждо. Возможно, кто-то вспомнит фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» Ким Ки Дука или же «Олдбоя» Пака Чхан Ука. Даже сейчас, прочитав название рецензии и имя автора, могло появиться ощущение, что это какой-то скучный артхаус или, как говорится, «кино не для всех». Такое и правда бывает, но это явно не случай «Паразитов». Пон Чжун Хо, поуправжнявшись на своих предыдущих фильмах, мастерски объединяет в «Паразитах» целый спектр жанров — здесь и социальная комедия, и семейная драма, и кровавый триллер. Вообще, сложно сказать, на что и кого похож стиль корейца, в чем и заключается его уникальность.

На первый взгляд может показаться, что семья бедняков здесь выполняет роль негативных героев — желание нажиться на богачах, сравнения с тараканами и вся окружающая их обстановка не дает повода подумать о них хорошо. Сравнение с надокучливыми насекомыми особенно болезненно воспринимается героями. Их работодатели, хоть и стараются сделать это незаметно, но в результате каждый раз совершенно явно морщат нос при их приближении, чтобы не чувствовать запах нищеты. Более тесное знакомство с семьей богачей заставляет усомниться, есть ли в фильме положительные герои вообще. Нувориши хоть и производят менее отталкивающее впечатление вначале, быстро его развеивают. Их поверхностное отношения и постоянная нужда в обслуге, какой бы сферы жизни это ни касалось, симпатии точно не вызывают . Неслучайно обе семьи состоят из одинакового количества людей (отец, мать, сын и дочь). Так что неясно еще, кто же на ком паразитирует.

Пон Чжун Хо в своем фильме не занимает ничью сторону, не навязывает мнение и не пытается скрасить или оправдать кого-либо из героев. Именно поэтому зритель может посмотреть со стороны на ситуацию и увидеть, как выглядит человек, погрязший в своих проблемах и зацикленный только на себе.  Вероятнее всего эта зарисовка из жизни насекомых оставит у вас неприятный осадок. Но это разумная плата за двухчасовой праздник синефила.

Добавить комментарий

Top