ТОП-10 фильмов 2018
Аннигиляция (Annihilation, реж. Алекс Гарленд)
Пока большинство хорроров только обещают хорошенько напугать, сай-фай режиссера Ex Machina берет зрителя за горло действительно крепко. И дело даже не в откровенно жутких моментах вроде появления зомби-медведицы или вскрытия живого человека, а в тревожной безысходности, которую транслирует лента с первого кадра. Гнетущее настроение не способно поправить ни кислотное буйство природы, ни милое личико Натали Портман. Иносказательность и нерв «Аннигиляции» по-хорошему выделяют ленту на фоне прочих релизов 2018-го. Самым правильным решением было выпустить картину на Netflix — в нашем прокате она была бы обречена.
Дом, который построил Джек (The House That Jack Built, реж. Ларс фон Триер)
Прекрасное и мучительное пособие по искусствоведению и психиатрии одновременно, которое поклонники Триера ждали пять лет. Датский провокатор снова делает аудитории больно, а мы и рады. Главный герой исследует возможности использования человеческого тела, как материала — Триер продолжает испытывать пределы зрительской выносливости. Кто-то пулей вылетает из зала, кто-то морщится, плюется, закрывает лицо руками, но сквозь пальцы продолжает смотреть. Видимо, как и каждый маньяк мечтает быть пойманным, так и каждый зритель – деморализованным. Просто не всем хватает духу это признать.
Хрусталь (реж. Дарья Жук)
Веля мечтает уехать в Чикаго и стать ди-джейкой, а оказывается в поселке, где единственная достопримечательность — хрустальный завод. Действие полнометражного дебюта Дарьи Жук происходит в 90-х, при этом винтажными в картине оказываются разве что костюмы, но никак не проблематика. Ради драмеди о поисках себя и лучшей жизни на родине режиссерки даже собрали оскаровский комитет: Беларусь впервые за 22 года выдвинула кандидата на соискание премии за лучший фильм на иностранном языке.
Лето (реж. Кирилл Серебренников)
Завернутый в упаковку байопика о Викторе Цое, фильм оказался посвящен, скорее, эпохе, чем становлению лидера «Кино». Но это не помешало картине собрать щедрый урожай похвалы и от критиков, и от неискушенных зрителей. То ли мьюзикл, то ли ромком Кирилла Серебренникова, который доделывал фильм, будучи уже под домашним арестом, оказался совершенно беззлобным – таким же теплым и светлым, как и само название.
https://www.youtube.com/watch?v=MA5AD2h9V-I
Приключения Паддингтона (Paddington 2, реж. Пол Кинг)
Гарри Поттер почивает на лаврах, а городу, тем временем, все так же нужен герой. Патологически вежливый медвежонок из Перу мантии и волшебной палочки не носит, но то теплое чувство, которое вызывает каждое появление Паддингтона на экране, иначе, кроме как магией, не назовешь. Кино вроде бы детское, но имеет все шансы воспитать кое-какие хорошие качества и во взрослых. Что особенно ценно — без пафосного морализаторства и с приятным послевкусием апельсинового джема.
Лицо (Twarz, реж. Малгожата Шумовска)
Рубаха-парень из польской глубинки вследствие производственной травмы оказывается обезображенным до неузнаваемости. Звучит, как синопсис заряженной драмы, но благодаря ударной дозе сарказма у Малгожаты Шумовской вышла хлесткая трагикомедия, в которой лицо теряет не главный герой, а его окружение. Гран-при Берлинале и настоящий фестивальный хит, который до нашего проката, увы, так и не добрался.
Пылающий (Burning, реж. Ли Чхан-дон)
Экранизация Мураками, которую мы заслужили. Небольшой рассказ «Сжечь сарай» в руках живого корейского классика Ли Чхан-дона развернулся на два с половиной часа медитативно-беспокойного повествования. Взаимодействие странного любовного треугольника (бывших одноклассников и загадочного любителя бытовых поджогов) завершает леденящий душу твист. «Пылающий» получил приз FIPRESCI в Каннах, а еще самые высокие в истории оценки критиков журнала Screen — главного неофициального рейтинга фестиваля.
Счастливый Лазарь (Lazzaro felice, реж. Аличе Рорхвахер)
Самое трогательное кино 2018-го. Безмятежная, на первый взгляд, драма об оторванной от цивилизации крестьянской общине, которая находится буквально в рабстве у властной Маркизы, на самом деле затрагивает болезненные для Италии вопросы урбанизации и гуманизма. Притча Аличе Рорхвахер о блаженном Лазарро, который готов помогать всем вокруг даже в ущерб себе, вселяет светлую надежду о том, что человек человеку все же не волк. Хоть концовка и оставляет это под вопросом.
Призрачная нить (Phantom thread, реж. Пол Томас Андерсон)
Очередной бенефис Дэниэла Дэй-Люьиса, ставший, если верить актеру, последним в его карьере. Что ж, если это правда, красиво уходить 3-кратный обладатель «Оскара» умеет. Драму о гениальном портном-абьюзере, который до появления в его жизни скромной Альмы не мог поладить ни с кем, кроме сестры, незаслуженно обделили наградами. Но в наших сердцах навсегда останутся и костюмы, и саундтрек, и накал страстей, и омлет с грибами.
Фаворитка (The Favourite, реж. Йоргос Лантимос)
Знакомым с творчеством греческого режиссера может показаться, что его похитили и перепрошили инопланетяне: «Фаворитка» – абсолютно нетипичное для Лантимоса кино. Без сложных метафор, издевательских сюжетных твистов и Колина Фарелла. Сделанное, впрочем, с той же визуальной выверенностью и реверансами в сторону классиков кинематографа (да, Кубрик и тут пробежал). «Фаворитка» покорила нас чуть более, чем полностью, а то, что фильм с таким название занял лидирующие места в 70% кинотопов этого года практически так же каламбурно, как и все, что происходит между королевой Анной и ее приспешницами. В украинском прокате с 31 января.