Вы тут:
Главная > Рецензии > «Лето»: песни для вечности

«Лето»: песни для вечности

1981 год, участники Ленинградского рок-клуба проводят, возможно, лучшее лето в их жизни: у них есть время и вино, денег, предсказуемо, нет, но кого это волнует? Новенький Витя с первых же аккордов привлекает внимание Науменко и его жены. Майка — как музыкант, Наташу — не только. Мы пробудем с этой компанией с момента знакомства и до первого выступления Цоя — тогда еще группой «Гарин и гиперболоиды».

Хоть кино и рок-музыкантах, главный герой, внезапно, никакой не бунтарь. И речь сейчас вовсе не будущем лидере «Кино», а о Майке Науменко. Герой Ромы Зверя — лирический персонаж с явными симптомами творческого выгорания. Кажется, его вот-вот одолеет кризис среднего возраста, а пока что он настоящий Йода среди прочих рокеров-джедаев: транслирует исключительно мудрость и спокойствие. Кстати, скепсис по поводу актерских способностей Билыка смело оставляйте дома, все равно прийдется с ним расстаться буквально на первых же сценах. 

Образ Цоя интересен больше даже с технической точки зрения: над его созданием трудились аж четыре человека. Кореец Тео Ю сыграл, вокалист «Чай вдвоем» Денис Клявер (мы, к счастью, узнали об этом уже после показа) озвучил, юное дарование из Якутии спел песни (сходство голосов какое-то космическое!), а гитарист «Зверей» записал гитарные партии. Руки чешутся припомнить «Иронию судьбы», но не будем, потому что Серебренников с комбинацией точно не прогадал: лидер «Кино» в ленте выглядит и звучит донельзя целостно.

И все же страшно коробит, когда пишут, что «Лето» — байопик о Викторе Цое. Во-первых, не его образ там занимает центральное место, и даже не Науменко. Главное действующее лицо в ленте Серебренникова — эпоха. Сладкое время молодости и больших надежд. Поменяй главных героев на менее известных личностей — и они потеряют только в узнаваемости. Во-вторых, процент реальной истории в фильме очень условный. Еще на уровне работы над сценарием особо щепетильные современники Науменко и Цоя, возмущались фактом обыгрывания романтического треугольника между музыкантами и женой Майка. И правда, вымысел в игровом фильме? Возмутительно! Режиссер на кинематографическом уровне решает проблему довольно радикально: несколько раз, плюя на все четвертые стены в мире, нам с экрана прямо заявляют, мол, ничего этого не было. Шутки ради, понятное дело, но именно это дурачество и дает понять, что режиссер со скрупулезностью аптекаря сопоставлять исторические факты не собирался и для результата это очевидно не стало минусом. Так что в случае острой потребности все же поцепить на «Лето» какой-то жанровый ярлык, пускай уж лучше это будет мюзикл. Или даже ромком. 

Всех, кто ожидает от фильма жесткую критику совка и лейтмотива об удушающих щипцах цензуры, ждет большой сюрприз — ничего этого в «Лете» нет. Вообще удивительно, насколько беззлобно Серебренникову удалось изобразить время Андропова во главе КГБ, когда гайки как раз закручивались туже некуда. Практически нивелированный политический дискурс добавил фильму воздуха, пьянящей легкости. Самая напряженная сцена — с вычиткой текстов — и та довольно быстро переходит в комичную плоскость, где саспенсу места не остается. Режим у Серебренникова остался практически за кадром, уступив место личному и творческому, подсластив своим уходом ностальгическую пилюлю еще больше.

Оператор Владислав Опельянц в нулевые снимал много музыкальных видео (в его портфолио есть «Мумий Тролль», Земфира, «Гости из будущего») и рекламные ролики многим маститым брендам. Он уже работал с Серебренниковым над его предыдущей лентой «Ученик», но именно для «Лета» клиповый опыт Опельянца оказался особенно ценным: сдобренные скетч-анимацией вставки с поющими Talking Heads и Лу Рида пенсионерами — вообще душа фильма. Теплое ламповое послевкусие гарантировано.

One thought on “«Лето»: песни для вечности

Добавить комментарий

Top