Вы тут:
Главная > Рецензии > Трудно быть призраком

Трудно быть призраком

Аниме «Призрак в доспехах» стало культовым почти сразу после выхода. Снятое по одноименной манге, аниме рассказывало о таинственном спецотделе, выполняющем особо важные задания. Остросюжетность была только вершиной айсберга. Фундаментом всей истории была мощная философская база. Неудивительно, что аниме мгновенно вошло в ряд классических произведений киберпанка. Круги по воде расходятся до сих пор. Начиная от Вачовски, которые открыто ссылались на «Призрака в доспехах», как один из источников вдохновения для Матрицы, заканчивая недавним «Ex Machina».

Культовые аниме — сложный материал для экранизации. Задеть чувства армии фанатов легко, и простым «книга лучше» они не ограничатся. Но после долгих слухов о том, что «скоро будут снимать», Голливуд взял и наконец-то снял свою версию «Призрака в доспехах». Выбор Скарлетт Йоханссон на главную роль был, мягко говоря, дискуссионным: слишком белая, слишком конвенциально красивая, слишком попсовая. Опасения вызывали и визуальные решения, и вероятность «американизации» сюжета.


С визуальной частью все хорошо: с технической точки зрения современный «Призраке» безупречен. Мир выглядит интересным и живым: гигантский мегаполис и его трущобы; неоновые голографические рекламы и грязные подворотни; толпы странно одетых горожан на улицах; кричащие азиатские рынки; кибернетические якудзы в подпольных клубах. Атмосфера напоминает «Бегущего по лезвию бритвы» — шедевр Ридли Скотта и один из ранних примеров появления концепций киберпанка в массовой культуре. Художники, дизайнеры и прочие технические специалисты потрудились на славу. Впечатление немного портит 3D: вразумительных эффектов не так уж много, а из-за особенностей отечественного 3D фильм выглядит довольно темным. Даже по трейлерам видно, что фильм светлее и ярче.

А вот оригинальный сюжет претерпел изменения, которых все так опасались. Ожидаемо, ряд персонажей отошли на второй план и добавились новые фигуры. Сюжетные повороты и сцены из оригинального аниме тоже слегка перекроены и переставлены местами. Непонятно, почему оригинальный закрученный сюжет поместился в 82 минуты аниме, а урезанный — не смог поместиться в 107 минут нового фильма. Но даже эти изменения можно понять, а вот уклон в очередной супергеройский фильм простить очень сложно. Главная героиня с супер-способностями, терзаемая провалами в памяти и непонятным прошлым. Верные помощники, некий супер злодей-мститель, злая корпорация, чудовищные эксперименты — вот они, штампы современного супергеройского кино. Зритель, не знакомый с анимешной основой, не почувствует подвоха. Но для тех, кто идет на экранизацию «Призрака в доспехах», это может выглядеть кощунственно. И, конечно, остался задел для сиквела.

Оригинальный «Призрак в доспехах» вышел в то время, когда кибернетизация, как вектор развития человечества, была еще чем-то гипотетическим. Новая экранизация выходит в мире, где люди уже опасаются конкуренции с роботами за рабочие места, Элон Маск сравнивает разработку искусственного интеллекта с вызовом демона, а Стивен Хокинг считает черные дыры менее опасными, чем роботов с сознанием. Но есть и другая сторона — те, кто видят будущее за развитием искусственного интеллекта и цифровым бессмертием. Интересно, что в этом году выходит римейк уже упомянутого «Бегущего по лезвию бритвы», который снова поднимет вопрос: репликант — тварь дрожащая или право имеет. Вот и посмотрим, на чьей стороне Голливуд.

Добавить комментарий

Top