Вы тут:
Главная > Фикшн > «Оскар» как предчувствие

«Оскар» как предчувствие

Заканчивается сезон наград за кинодостижения 2016 года. Традиционно финальным аккордом череды киношных премий считается «Оскар». Именно номинации или победы на «Оскаре» упоминаются в разговорах об успешности актеров или режиссеров. Мемы про Леонардо Ди Каприо и его многолетние попытки уйти домой с золотой статуэткой лишнее тому подтвеждение. Именно про «Оскар» говорят, когда хотят подчеркнуть значимость просмотренного фильма. Почему именно это премия считается самой престижной?

Кому, как не лучшему оператору доверить селфи. «Выживший» не стал лучшим фильмом на «Оскаре»-2016, но и главный актер, и режиссер, и оператор получили свои статуэтки.

Первая премия

Для начала, «Оскар» — самая старая кинонаграда. Идея отмечать заслуги работников киноискусства возникла почти одновременно с идеей объединения американских киношников в академию. Луис Б. Майер (третья буква в аббревиатуре MGM — той самой кинокомпании со львом на заставке) предложил основать академию киноискуства в 1927, когда кино еще было немым. Первая церемония вручения премии была проведена уже через два года. На английском премия до сих пор так и называется — Academy Awards, награда академии. А Оскар — своеобразный никнейм, у которого есть несколько вариантов происхождения — то ли это чей-то муж, то ли дядюшка.

«Оскар»-1958 не оценил «12 разгневанных мужчин», но вручил статуэтку Феллини и его «Ночам Кабирии» как лучшему фильму на иностранном языке

Почтенный возраст награды — это солидно, своего рода знак качества. Премия, которая вручается уже почти 90 лет, уж наверняка что-то да значит. Ритуалы и рекорды, которыми награда неминуема обрасла, еще больше добавляют интереса и к церемонии, и к фильмам. Один из таких рекордов — количество фильмов, которые за всю историю премии получили «большую оскаровскую пятерку»: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшие мужская и женская главные роли. И это не «Титаник» или «Унесенные ветром», а «Это случилось однажды ночью» (ромком с Кларком Гейблом), «Пролетая над гнездом кукушки» и «Молчание ягнят».

Премия эксцентрична, как старая тетушка. Именно эксцентричностью хочется объяснить то, что ни одного «Оскара» не было у Хичкока и нет, например, у Эдварда Нортона. У премии есть жанры-любимчики — это, сюрприз, драма — и жанры-аутсайдеры. Скажем, научно-фантастические фильмы ни разу не были признаны лучшими: в год выхода первых «Звездных войн» лучшим фильмом стала комедия Вуди Аллена «Энни Холл», а «2001: Космическую одиссею» даже не номинировали. Не любит «Оскар» и самый американский жанр — вестерны. Чтобы получить статуэтку, Клинту Иствуду, хрестоматийному ковбою, пришлось дожить до 62 лет и снять вестерн самому («Непрощенный»).

Кинорынок

Американский кинорынок все еще самый большой кинорынок в мире. Даже Китай еще не смог обогнать его по оборотам. Да и Голливуд — по-прежнему нарицательное имя для киноиндустрии. Американское массовое кино диктует тренды и завоевывает новые рынки, тот же Китай. Неудивительно, что признание достижений именно американской премией привлекает максимальное внимание во всем мире.

Никто не уйдет обиженным

Премия старается следовать духу времени — Элен Дедженерис, ведущая «Оскара»-2014, прямо во время церемонии затвиттила селфи со случайно оказавшимися рядом людьми. Фото стало рекордсменом по ретвитам.

«Оскар» тяготеет к награждению фильмов, которые чуть больше искусство, чем развлечение. Но все же, это массовое искусство. Не просто так премия за лучший фильм вручается продюссерам. У артхаусного кино, снятого для нишевой аудитории и не заработавшего пристойной кассы, не очень много шансов стать лучшим фильмом. Это означает, что фильмы-номинанты уже посмотрело довольно большое количество зрителей. Причем, речь не только об американских зрителях. Над «Ла-Ла Лэндом» пускали слезу как в Чикаго, так и в Тайване. Это значительно расширяет аудиторию премии — почти каждый кинозритель может почувствовать себя причастным. Поболеть за понравившийся фильм, расстроиться, что Киру Найтли опять не номинировали.

Для сравнения, каннские победители могут добраться до мирового, а тем более до украинского проката, через год после награждения на фестивале. Это одна из причин, по которой фестивальные награды широкому зрителю интереснее, скорее, ретроспективно, а на «Оскаре» гарантированно встретишь знакомые фильмы.

Профессиональное признание

Ежегодное фото выпускников номинантов. Каждый год перед вручением премии киноакадемия проводит мероприятие для всех номинантов, которое заканчивается таким совместным снимком.

 

«Оскар» — профессиональная премия. В отличие от Золотого Глобуса, где голосуют 90 не самых известных журналистов, киноакадемия отмечает лучших среди коллег. Состав киноакадемиков не разглашается. Все, что известно, — приблизительное количество (6 тысяч голосующих), иногда публикующиеся списки приглашенных и попытки журналистов что-то разведать. К примеру, больше всего демографической конкретики можно найти в публикации LA Times 2012 года: 94% академиков — белые, 77% — мужчины. В 2016 грянул “Самый белый Оскар”, когда ни в одной актерской номинации не было ни одного не-белого актера. Академия пообещала исправить ситуацию и расширить свои ряды в пользу баланса и справедливости. Судя по номинантам этого года, обещание было сдержано.

Большое количество голосующих и их принадлежность к киноиндустрии делает «Оскар» самой профессионально релевантной кинопремией. Интриги добавляют почти нулевые знания о демографическом и персональном составе академмии — победителей не так-то просто угадать. Дело немного облегчают другие отраслевые награды (премии есть практических у всех профессиональных гильдий). Скажем, в этом году Махершала Али получил премию актерской гильдии, как лучший актер второго плана за роль в «Лунном свете». Это, и букет других кинопремий, делает его почти 100% кандидатом на сооветствующий «Оскар». Но гильдии, могут и увеличить неопределенность. Другой фаворит, Кейси Аффлек, который весь сезон наград считался самым вероятным лучшим актером в главной роли, не был оценен своей же гильдией. Премия неожиданно ушла Дензелу Вашингтону, а значит и на «Оскаре» могут быть сюрпризы.

И зрелищ

Хью Джекман, ведущий «Оскара»-2009, и Бейонсе в музыкальном номере, посвященном классическим мюзиклам.

«Оскар» — это красиво и зрелищно. 30 секунд рекламы во время трансляции церемонии стоят 2 миллиона долларов. Дата выбирается так, чтобы привлечь максимальное количество зрителей: никакие религиозные праздники или супер-кубки не должны конкурировать за рейтинги. А если в год «Оскара» проходят Олимпийские игры — то дата церемонии тоже может быть сдвинута. Проход звезд по красной дорожке, внешний вид знаменитых актеров, дизайнерские наряды — все это создает миллионы инфоповодов и стимулирет миллиарды зрителей включить телевизор.

В средневековой мифологии есть существо под названием уроборос — змей, кусающий себя за хвост и символизирующий бесконечность и цикличность. «Оскар», как голливудский уроборос, в какой-то момент стал источником престижа для самого же себя. Звезды хотят посетить церемонию, которую смотрят миллиарды зрителей. Зрители смотрят церемонию, чтобы увидеть звезд. Но даже в этом сердце голливудского лакшери есть место сюрпризам, чудесам и неожиданным триумфам. Не зря самым вероятный фаворит «Оскара»-2017 — история об экс-официантке, ставшей голливудской звездой.

One thought on “«Оскар» как предчувствие

Добавить комментарий

Top