Вы тут:
Главная > Рецензии > Вечера французского кино. Каменная болезнь, рай в шалаше и сто лет любви

Вечера французского кино. Каменная болезнь, рай в шалаше и сто лет любви

Иллюзия любви (Mal de pierres)

Мировая премьера картины французской актрисы и режиссера Николь Гарсиа состоялась на прошлогоднем Каннском кинофестивале, но награду не одержала. Более того, критики к ней отнеслись довольно скептически.

Слоган фильма «история страсти свободной духом женщины» безоговорочно намекает, что «страсть» главной героини и будет лейтмотивом всей картины. В первых кадрах мы видим Габриэллу (Марион Котийяр) с мужем и сыном. Они направляются в Лион. Будучи уже в городе, Габриэлла случайно замечает знакомое название улицы и тут же выскакивает из машины. Вот здесь и начинается флэшбэк, который продолжается почти все экранное время.

Героиня Котийяр переносит нас в свою молодость (примерно 1950-е), когда она жила с родителями на юге Франции — лавандовые поля, красивые закаты и отличная операторская работа здесь очень гармоничны. Почти сразу мы замечаем, чем в основном заняты мысли героини, когда она пытается соблазнить своего учителя. А как же иначе, ведь он ей книгу подарил. И не просто какую-то, а «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Неудача с женатым учителем превращается для Габриэллы в серьезную катастрофу. И каждый раз, когда подобное происходит, она начинает неистово убегать куда глаза глядят.

Вторая страсть Габриэллы — ветеран Вьетнамской войны Андрэ (Луи Гаррель), которого она встречает в санатории, где лечится от каменной болезни. Кажется, героиню совсем не интересуют доступные ей мужчины. Она выбирает либо женатых, либо смертельно больных. Своего рода запрет вызывает в ней больший интерес, чем доступный и уже влюбленный в нее муж. Отношениям с ее новым объектом вожделения она, не раздумывая, отдается сполна. Сексуальная сцена с Андрэ противопоставляется бесчувственному и скучному сексу с мужем. Но именно то, что она испытывает с Андрэ, является для нее эталоном отношений.

Ближе к концу фильма происходит главный сюжетный твист, который должен расставить все точки над «i». Вроде и расставляет, но не все. Главная проблема Габриэллы заключалась в том, что она постоянно хотела вырваться из клетки, навязанной либо матерью, либо пуританским обществом 50-х. Родительский дом, счастливый брак, опека над детьми оказались не для нее. Но каждый раз, вырываясь из этой клетки, она пренебрегала чувствами других, будучи зацикленной только на своих.

Красная черепаха (La tortue rouge)

Сочетание «франко-японский анимационный фильм» говорит само за себя — будет жутко красиво и запредельно грустно. «Красная черепаха» Михаэля Дюдока де Вита, премьера которой также состоялась в Каннах, яркое тому подтверждение. Мультфильм был снят в содружестве с японской студией Studio Ghibli, той самой, которая когда-то сняла «Унесенных призраками» и «Мой сосед Тоторо». Более того, мультфильм уже номинирован на премию «Оскар», результаты которой будут известны 26 февраля.

Главный герой после крушения своей лодки попадает на безлюдный остров. Мы не знаем ни его имени, ни цели, ни даже языка, на котором он говорит. Он не оставляет попыток построить плот и уплыть обратно, но на пути каждый раз появляется красная черепаха, которая не позволяет ему это сделать.

Гипнотическое настроение мультфильма диаметрально противоположно тому, что большинство зрителей привыкло видеть у студий Disney или Pixar. «Красная черепаха», кажется, полная противоположность «Зверополису», который также в этом году номинирован на «Оскар» (и очень вероятно его получит). Здесь нет антропоморфных животных или привычных диснеевских песен. Умиление вызывают разве что несколько маленьких крабов, забавно преследующих главного героя. Урбанизации «Зверополиса» противопоставляется единение с природой и полное к ней доверие, ярким краскам —  мягкие пастельные тона, а стремление к успешной карьере заменяется семьей.

Идеальным слоганом фильма могла бы послужить фраза «рай в шалаше, но без шалаша». Аскетичный способ жизни на безлюдном острове героев вполне устраивает, да и остальной социум им совсем не нужен. Здесь вспоминается индийская философия, согласно которой существует 5 дхармических типов: просветитель, воин, торговец, бунтарь и рабочий. Герои мультфильма, кажется, являются совершенными представителями последнего типа — преданность, забота о семье, готовность на самопожертвование и умение наслаждаться тем, что есть.

Вечность (Éternité)

Французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг в своем новом фильме решил охватить сразу 100 лет и целых три поколения одной семьи. Так что стоит приготовиться, что персонажей будет много. Но главное внимание будет приковано к трем героиням, роли которых исполнили Одри Тоту, Мелани Лоран и Беренис Бежо.

Сразу хочется отметить главное преимущество картины — цвета, композиции, декорации и костюмы приковывают взгляд, даже если сюжет не заинтересовал. Вот с ним-то как раз и возникают проблемы. В своей исторической драме Чан показывает судьбы трех женщин одной семьи: замужество, рождение детей (минимум семерых), а затем их смерть. Другими словами, в фильме больше ничего не происходит кроме свадеб, родов и смертей. Их так много, что где-то на середине фильма можно начинать делать ставки, кто и как умрет следующим. И если в самом начале мы успеваем посочувствовать героине Одри Тоту, которая только что потеряла мужа и сразу двух сыновей, то дальше мы даже не запоминаем лица некоторых из них.

Конечно, жизнь из этого и состоит. Согласно статистике ежесекундно на Земле рождается около 4 человек, а умирает 2. На этом и акцентирует внимание Чан, показывая все прелести жизни, природы, рождения ребенка и даже необходимость смерти. Терренс Малик сейчас скорее всего начал судорожно икать. Спокойно, Терренс, сейчас речь не о «Древе жизни».

Охватить несколько поколений в одном произведение уже пытались и неоднократно, но в основном в литературе: «Будденброки» Томаса Манна, «Ругон-Маккары» Эмиля Золя и даже «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Но классики литературы ставят перед собой цель проследить не только семейное дерево, они пытаются рассмотреть социологические, психологические и исторические факторы, повлиявшие на определенную семью. В результате, не смотря на всю красоту французского каста и пейзажей, фильму не хватило рассмотрения этой идеи с нескольких сторон, ведь между рождением и смертью может произойти еще много интересного.

Добавить комментарий

Top