Вы тут:
Главная > Фикшн > Музыка 50-х в кино: нас спасет не любовь, нас спасет рок-н-ролл

Музыка 50-х в кино: нас спасет не любовь, нас спасет рок-н-ролл

Если сравнивать кинематограф с музыкой по возрасту, то она скорее годится ему как минимум в прабабушки. Тем не менее, с появлением кино в искусстве они всегда шли друг с другом в ногу. Немые фильмы редко обходились без музыкального сопровождения. Сначала эта могла быть классическая музыка или джаз, но с приходом 50-х ситуация изменилась. Теперь миром правил новый стиль, который, как полагается, зародился в США. 

Поколение тинейджеров

1950-е оставили за собой достаточно противоречивый след. Но, кажется, именно это и привело к созданию музыки, которая в результате объединила разные расы и слои населения. Этой музыкой стал рок-н-ролл.

В послевоенный период судьба подрастающего поколения оказалась в центре внимания. Если раньше нужно было покидать домашний очаг и отправляться на поиски работы уже на следующий день после «последнего звонка», то теперь тинейджеры могли повременить перед вступлением во взрослую жизнь. Экономическое чудо привело к тому, что машины в штатах не было, кажется, только у домашних животных. Причем каждый уважающий себя подросток владел не только машиной, но и встроенным радиоприемником. А где есть радио — там и музыка. При этом старшеклассников вовсе не интересовала любимая музыка их родителей. Им подавай чего-нибудь эдакого, экзотического и опасного. Как раз такую музыку и можно было услышать на радиостанциях ритм-н-блюза, которые ориентировались на черных слушателей. Помимо этих станций в Америке 50-х существовало еще два типа: станции поп-музыки (преимущественно для белых слушателей среднего класса) и кантри (для сельских жителей юга).

Ритм-н-блюз слушали только истинные бунтари. Аскетичные родители 50-х были категорически против того, чтобы их дети слушали песни типа «Shake, Rattle and Roll» или «Sixty Minute Man», где явно прослеживались сексуальные коннотации. Старшее поколение было крайне обеспокоенно подростковой преступностью, что и отразилось на кино 50-х. В фильме «Дикарь» (The Wild One, 1953) Марлон Брандо играет каноничного бунтаря во главе байкерской банды под названием The Black Rebel Motorcycle Club, который не может найти общий язык с миром и сам не знает, против чего он протестует. Благодаря образу Брандо мода на кожаные куртки не утихает до сих пор. А в 1998-м несколько тогда еще неизвестных музыкантов, вдохновившись фильмом, решили так и назваться — Black Rebel Motorcycle Club. И вполне оправданно. Если в крови чувствуется нехватка адреналина, а кожаной куртки вообще нет, достаточно просто послушать их «Red Eyes and Tears».

Как же 50-е без Джеймса Дина. В фильме «Бунтарь без причины» (Rebel Without a Cause, 1955), который стал для актера последним, изображено именно то непонимание, которое царило между двумя поколениями. И хотя оба фильма напрямую относятся к тинейджерам, ни в одном из них не звучит ритм-н-блюз. Чего не скажешь о «Школьных джунглях» (Blackboard Jungle, 1955). Самое ироничное здесь то, что фильм был направлен на воспитание неблагополучной молодежи, о чем красноречиво гласят вступительные титры. Но как только начинала играть «(We’re Gonna) Rock Around the Clock» Билла Хейли, зрители разносили кинотеатры в клочья, и в нескольких из них произошли настоящие бунты.

Элвис

В 1951 году диск-жокей Алан Фрид в эфире кливлендской радиостанции WJW впервые называет ритм-н-блюз рок-н-роллом. Фрид работал на радио, которое ориентировалось на черных слушателей. Да и сам он звучал точь-в-точь, как черный. Подобные радиостанции крутили преимущественно музыку, издававшуюся на инди-лейблах — независимых от музыкальных корпораций студий звукозаписи. В то время как мейджор-лейблы занимались исключительно поп-музыкой, инди-лейблам ничего не оставалось, кроме как искать новые звучания и новых исполнителей. Иначе конкуренция с мейджорами была невозможной.

Благодаря этой структуре и начинают появляться новые имена: Фэтс Домино, Чак Берри, Литл Ричард и другие. Они сильно повлияли на становление рок-н-ролла, да и не прошли мимо кино. Историю о лейбле, на котором записывался Чак Берри, можно узнать из фильма «Кадиллак Рекордс» (Cadillac Records, 2008). Но по-настоящему Берри помнят в первую очередь по первой части франшизи «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985). Герой Майкла Джей Фокса на выпускном вечере исполняет песню «Johnny B Goode». Да и кстати сам Марти Макфлай уж сильно напоминает героя из вышеупомянутого «Бунтаря без причины»: красная куртка, джинсы и слишком болезненное отношение к слову «цыпленок».

Настоящий рок-н-ролльный бунт произошел с появлением его «короля» — Элвиса Пресли. Как-то в 1954 Элвис, еще будучи начинающим музыкантом, хотел записать пластинку в качестве подарка для своей мамы. Для этого он пожаловал на студию к Сэму Филлипсу, владельцу инди-лейбла «Sun Records». После чего его еще приглашали пару раз записать несколько пластинок, но заметным успехом дело не заканчивалось. Однажды в перерыве во время записи Элвис в шутку вдруг стал наигрывать блюзовую «That’s All Right (Mama)», но слегка прибавив темпа. Острый слух Филлипса сразу же распознал в этом хит. Собственно, так и началась карьера «короля рок-н-ролла».

Одной музыкой Элвис не ограничился. На самом деле он всегда хотел сниматься в кино. Именно этим он в основном и занимался после возвращения из армии. За свою карьеру он снялся в порядка 30 фильмах. Но давайте будем честными: помним ли мы эти фильмы сейчас? Да, образ Элвиса в «Тюремном роке» (Jailhouse Rock, 1957) стал одим из самых узнаваемых. Все остальные фильмы, к сожалению, не оставили заметного следа в кинематографе. Причиной этому был менеджер Элвиса, полковник Том Паркер, все усилия которого были направлены на то, чтобы Элвис появлялся только в коммерчески успешных проектах. Он, например, запретил музыканту сняться в «Вестсайдской истории» (West Side Story, 1961), которая получила «Оскар» в 10 номинациях, мол, фильм был слишком скучным и серьезным (хотя, камон, это же тоже мюзикл).

Элвис Пресли в фильме «Тюремный рок» (1957)

О влиянии музыки Элвиса на мировую культуру, кажется, уже написали десятки книг. В некоторых случаях используется лишь его образ, как например в картине Джима Джармуша «Таинственный поезд» (Mystery Train, 1989), где Элвис — скорее связующее звено нескольких историй. Но для многих фильмов важным становится не только образ, а и сама музыка. В «Диких сердцем» (Wild at Heart, 1990) Дэвида Линча герой Николаса Кейджа (да, Кейдж и правда снимался у Линча) не просто внешне схож с Элвисом. Он придает его песням сакральное значение. Будучи безумно влюбленным в Лулу (Лора Дерн), он отказывается петь для нее «Love Me Tender» до тех пор, пока они не поженятся, и взамен поет просто «Love Me». Очевидно, любить именно «нежно» можно только в браке.

День, когда умерла музыка

Славные 50-е подходили к концу. Однако заканчивались они не так уж и славно. Череда событий привела к тому, что многие музыканты на время или вовсе навсегда пропали из музыкальной индустрии. Литл Ричард в 1957 году, находясь на гастролях в Австралии, неожиданно для всех объявил, что прекращает свою рок-н-ролльную карьеру и отныне посвятит свою жизнь христианству. В 1958 Элвис был зачислен в ряды американской армии. В том же году в ходе турне по Англии и Шотландии вокруг женитьбы Джерри Ли Льюса на 13-летней двоюродной племяннице Майре Гейл Браун разразился серьезный скандал. В самом конце 1959 года Чак Берри оказался вовлеченным в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского клуба, которая занималась проституцией. В результате судебного разбирательства Берри был приговорен к 5 годам тюремного заключения.

Но самым большим потрясением для меломанов стала гибель Бадди Холли в авиакатастрофе в 1959 году, которую певец Дон Маклин так и назвал — «день, когда музыка умерла». Бадди Холли было всего 22 года, и ему пророчили успешную музыкальную карьеру. Сейчас остается только догадываться, в какой мере Холли смог бы повлиять на кинематограф и культуру в целом. Но одно мы знаем точно — его музыка до сих пор звучит в кино.  Например, песня «Everyday» стала саундтреком к фильму «Господин Никто» (Mr. Nobody, 2009).

После всех страшных событий музыка попала под угрозу. Главные кумиры тинейджеров оказались вне дел. Да и сами тинейджеры уже выросли и превратились во взрослых студентов. Теперь музыкальным агентам нужно было ориентироваться и на новоиспеченных студентов, и на новое поколение тинейджеров. В результате чего появилась целая палитра из стилей и новых исполнителей: подростковые кумиры вроде Фрэнка Авалона и Фабиана, Чабби Чекер и его «Let’s Twist», возрождение фолк музыки, Дик Дейл и его хиты серф-рока (песни исключительно о серфинге, девушках и тачках). Поэтому существует мнение, что музыка вовсе не умерла, а всего лишь трансформировалась и создала много нового. С другой стороны, часто ли сейчас можно услышать песни Авалона или Чекера? Все же это затишье длилось не долго — ровно до появления The Beatles. Но это уже совсем другая история.

Итогом 50-х и начала 60-х можно назвать картину Джорджа Лукаса «Американское граффити» (American Graffiti, 1973), снятую во времена Нового Голливуда. Слоган фильма гласит: «А где ты был в 62-м?». Даже если в 62-м вас еще не было, либо же были, но не помните, то фильм вам сам все покажет. Лукасу удалось воссоздать атмосферу, в которой жили тогдашние подростки, а еще приобрести права на 45 песен. Здесь звучат и хиты 50-х вроде «Ain’t That a Shame» Фэтс Домино или «Johnny B Goode» Чака Берри, и новая музыка 60-х вроде The Beach Boys или Роя Орбисона. А начинается все традиционно с «(We’re Gonna) Rock Around the Clock» Билла Хейли.

Добавить комментарий

Top