Вы тут:
Главная > Кино на вечер > Наши 8 ½ любимых фильмов 2016 года

Наши 8 ½ любимых фильмов 2016 года

  1. «Неоновый демон» (Neon Demon)

Николас Виндинг Рефн, проснувшись однажды утром, взглянул на свою жену и подумал: «Она красивая, а вот я нет. Сниму-ка об этом фильм». Так, после гипертрофированной маскулинности «Драйва» и неприкрытой жестокости в «Только Бог простит» Рефн снимает фешн-хоррор о 16-летней модели, своем альтер-эго. И хоть некоторые особенно ранящие моменты остаются в «Неоновом демоне» за кадром, на Каннском кинофестивале Рефн снова оказывается в центре скандала.

Детская наивность главной героини Джесси (Эль Фаннинг) плавно перерастает в осознание собственного превосходства, которое зиждется на одном — ее красоте. Сюрреалистичное дефиле Джесси с зеркалами — своего рода посвящение в тот самый жестокий модельный бизнес — и приводит ко всем бедам. А дальше происходит то, что заставит особо чувствительных зрителей  отвернуться от экрана. Хотя ведь Рефн тут явно аккуратничает. Раз уж фильм о красоте, значит и снять его полагается визуально безупречным, что у режиссера получается на все 5 (и даже с плюсом). А музыкальное сопровождение Клиффа Мартинеса только усиливает этот эффект. Датскому визуалу удается создать настолько многогранный фильм, что повторный просмотр только улучшит восприятие. Но если некоторые сцены по понятным причинам повторно смотреть желания не возникает, тот и тут Рефн добился своей цели. Искусство не должно вызвать плохие или хорошие эмоции, «оно должно тронуть».

 

  1. «Она « (Elle)

Нежданно-негаданно Пол Верховен, о котором у нас ничего не было слышно со времен чуть не «Звездного Десанта» (помните фильм о гигантских космических жуках? да, это он), выдал на-гора иронический триллер «Она» с великолепной Изабель Юппер в главной роли. В дом ее героини врывается мужчина в маске, избивает и насилует. Но после инцидента жертва почему-то не заявляет в полицию, а начинает собственное расследование, причем, как мы узнаем позже, совсем не для совершения правосудия.

Вся сюжетная канва строится по сути вокруг образа Юппер. И он — аплодируем и сценаристам, и актерскому таланту француженки — стал прекрасным фундаментом для стен фильма. «Она» тонко выводит зрителя на внутренний диалог с самим собой: сначала мы удивляемся каким-то событиям, происходящим на экране, а потом задаемся вопросом, что сделали бы сами, окажись в такой ситуации. Мотивации главной героини становятся чем дальше, тем прозрачнее, и это создает очень приятное чувство целостности и завершенности увиденного, несмотря на неоднозначный финал.  

  1.  «Тони Эрдманн» (Toni Erdmann)

Марен Аде понадобилось целых 7 лет перерыва, чтобы снять свой новый фильм. За это время она успела родить двух детей, пожить в другой стране и спродюсировать ряд чужих фильмов, но, благо, решила вернуться к режиссуре. В результате чего мы получили драматургически выверенную трагикомедию об отношениях отцов и детей в современном мире. Казалось бы, новаторство этой темы осталось где-то в прошлом, но Аде как будто тянет за совершенно новые ниточки. Канны оставили фильм без наград, но он точно не лишился лестного внимания со стороны критиков и зрителей. Фильм также стал лучшим по версии Европейской киноакадемии.

Тони Эрдманн — выдуманный персонаж отца главной героини Винфрида (Петер Симонишек). Он выдумывает себе новую роль точно так же, как и его дочь Инес (Сандра Хюллер) в профессии консультанта примеряет на себе новые обличья, как говорит сама Аде. Глядя на жизнь своей дочери, Винфрид решает вмешаться в нее, но совершенно особенным образом. Фильм не выжимает из зрителя слезу, но за счет того, что очень легко идентифицировать себя с одним из персонажей, — все эмоции ощущаются в 10-кратном размере: неловкость, сожаление и неожиданный смех. А сцена с «голой вечеринкой» явно метит на звание культовой.

  1. «Я, Дэниел Блейк» (I, Daniel Blake)

Британского режиссера Кена Лоуча можно назвать «Мерил Стрип Каннского фестиваля» — количество номинаций (как, впрочем, и побед) неприлично возрастает с каждым новым фильмом. Пока интернет-комьюнити вовсю пытается преодолеть перипетии 2016—го, Лоуч, кажется, будет провожать этот год со спокойной улыбкой на лице. Задумав маленький проект, мол, пока немного отдохну, Лоуч снимает социальную драму «Я, Дэниел Блейк». А потом берет и получает за нее «Золотую пальмовую ветвь». Что же происходит, когда он относится к своему фильму со всей серьезностью? Ах да, он точно так же получает за него награды на Каннском фестивале.

Лоуч снова обращается к реалистичной традиции, снимая фильм о «маленьком человеке» в современной Британии. Фраза «хочешь жить, умей вертеться» проходит лейтмотив сквозь весь фильм.  Перед главным героем — пожилым механиком, пережившим сердечный приступ, — возникает непосильная задача. Ему нужно освоить компьютер, чтобы получить необходимые льготы. Лоуч акцентирует внимание на беспомощности Дэниела в этой ситуации, давая нам понять, что речь идет не только о новых технологиях. Любой человек, столкнувшийся с подобными соц. службами, априори не может сам себе помочь. Таких задач перед главным героем возникает сразу несколько. И, к сожалению, приводят они к слишком уж реалистичному финалу.

  1. «Капитан Фантастик» (Captain Fantastic)

Бэн (Вигго Мортенсен) с женой и  6 детьми живут вдалеке от цивилизации, без телевидения и радио, читают книги, занимаются спортом и едят пищу, добытую собственными руками. Привычный ход вещей нарушает болезнь и смерть матери: семейству приходится покинуть насиженные места и отправиться к бабушке с дедушкой, которые хотят похоронить дочь в соответствии с традициями. Столкновение с внешним миром оказывается комичным и драматичным одновременно, но семье удается пройти это испытание, сохранив связь друг с другом.

Помимо того, что у картины вдохновляющий и заряжающий положительной энергетикой сюжет, она еще и невероятно красива. Пейзажи и цветовая гамма удивительно удачно соотносятся с образами главных героев и их харизмой. Вигго Мортенсен (который, нельзя не отметить, в прекрасной форме для своих 58) и актеры-дети, смотрелись и звучали с экрана, как хорошо сыгранный оркестр. «Капитан Фантастик» получился очень светлым — и по картинке, и по содержанию. После просмотра хотелось то ли отправиться в путешествие, то ли позвонить родителям — букет ощущений совершенно замечательный и мы с удовольствием забираем нотки его аромата в 2017.  

 

  1. «Ночные животные» (Nocturnal Animals)

Если не лучшая драма об отношениях, выпущенная в 2016, то определенно самая красивая.

Новый фильм Тома Форда снят по принципу «фильм в фильме». Галеристка Сьюзен (Эми Адамс), живущая благополучной жизнью очень обеспеченного человека, получает от бывшего мужа рукопись его первого романа. Сьюзен начинает читать роман, и перед ней, а заодно и зрителем, разворачивается история из казалось бы совершенно иного мира. Но Эдвард (Джейк Джилленхол) посвятил роман бывшей жене не просто так. Чем больше Сьюзен понимает, почему книга посвящена именно ей, тем сильнее она чувствует опустошение.   

«Ночные животные» невероятно хороши эстетически, и в том, что Том Форд снимает очень красивое кино — нет ничего удивительного: от человека, который сделал блестящую карьеру в мире моды, ничего другого и не ожидаешь. Но эстетика у Форда — больше, чем просто красивая картинка, это полноценное художественное средство.

Так, современная жизнь героини Эми Адамс снята выверенными кадрами, с четкими, ясными цветами, без лишних деталей — будто в фотостудии. От этого еще острее чувствуется одиночество Сьюзен, искусственность ее круга общения, бессмысленность образа жизни в целом. Кажется, что Сьюзен могла бы быть одной из героинь картин Эдварда Хоппера.

Место работы героини Эми Адамс позволяет режиссеру расставить меточки в виде знаковых работ современного искусства — как минимум, зритель увидит надувную собаку Джефа Кунса и «Святого Себастьяна» Дэмиена Херста.

  1. 10 Cloverfield Lane

По нашим щекам текут горькие слезы от того, что в украинских кинотеатрах эта картина шла под абсолютно стыдным названием «Улица Монстро 10». Ведь если первая часть (собственно, Cloverfield и «Монстро» в отечественном варианте) еще хоть как-то соотносилась с чем-то монструозным, то вторая — ну совсем уж с натяжкой.

Как бы там ни было, картина оказалась интересной и неожиданной: создатели отказались от принципа found footage («найденная пленка») и эпилептично трясущейся камеры, взамен нас ожидал напряженный перформанс от трех героев, волей судьбы оказавшихся запертыми в одном помещении, пока снаружи происходит какое-то подобие апокалипсиса.

Съемки фильма проходили в полной секретности, при чем о названии проекта не знали даже актеры. Первые трейлеры были показаны за несколько месяцев до премьеры и наделали немало шуму. Премьера не разочаровала: Джон Гудман в тандеме с Мэри Элизабет Уинстед показали высший класс, замкнутая локация на раз создавала ощущение безысходности, а развязка удивила и взбодрила всех, кому по какой-то причине первые полтора часа фильма показались скучными. Надеемся на продолжение!  

  1. «Зверополис» (Zootropolis)

В 2016 году мир пытался ответить на вопрос, могут ли жить рядом представители разных культур. Поэтому мы включили в наш топ лучший мультфильм об эмпатии, толерантности и смелости, выпущенный в уходящем году.

В «Зверополисе» антропоморфные хищники и травоядные сосуществуют бок о бок. Каждому найдется дело по душе: бобры занимаются строительством, а ленивцы мастерски справляются с выдачей справок (все как в реальной жизни). Практически библейский рай, где корова пасется с медведицей. Но и в раю гремит гром — что-то странное происходит с хищниками, и баланс мирной жизни нарушается.

Диснеевская анимация «Зверополис» — многоплановый мультфильм. Это история о том, как важно не только верить в свою мечту, но и что-то делать для ее реализации. И о том, что нужно мыслить шире и видеть в окружающих индивидуальности, а не стереотипы. Эти идеи преподносятся без намека на морализаторство или поучительность, тем убедительнее они звучат.

8 1\2. BeyoncéLemonade

Пусть «Lemonade» не подходит под формальные критерии и игрового, и документального кино, мы все же рискнем включить его в топ лучших фильмов 2016 года.

У Бейонсе всегда были актерские амбиции. Их результатом стали довольно проходные роли в столь же проходных «Остин Пауэрс» и «Розовой пантере». Следующей ступенькой стал мюзикл «Девушки мечты», но свои лучшие образы Бейонсе сыграла в визуальных альбомах, иллюстрирующих свои же песни. И если первый шаг в этом направлении, альбом «Beyoncé», все еще воспринимался как эксперимент, набор клипов, то «Lemonade» стал настоящей концептуальной работой.  

В первую очередь «Lemonade», конечно, о супружеской измене. Слухи о том, что отношения Бейонсе и JZ, рэппера и продюсера, не так уж идеальны, ходили давно. Альбом певицы стал не только подтверждением слухов, но и примером того, как личная драма может стать фундаментом для творческого самовыражения. 11 частей, на которые разделен 60-минутный фильм озаглавлены определенной стадией восприятия измены: интуиция, отрицание, злость и так далее. Бейонсе в фильме переживает то, что переживают миллионы женщин, оказавшихся в подобной ситуации. От разочарования до катарсиса и возрождения к новой жизни.

Но «Lemonade» не был бы так хорош, если бы помимо эмоционального посыла у фильма не было бы мощной идейной составляющей. Помимо феминизма, склонность к которому Бейонсе уже выражала в предыдущих работах, «Lemonade» рассказывает о культуре черного американского юга, южной готике. Да, эта тема не слишком близка нам, жителям Украины. Но можно вспомнить, что к южной готике относится, например, «Настоящий детектив». Как минимум познавательно посмотреть на символизм и мистику, которым «Lemonade» наполнен не меньше, чем сериал о странных полицейских. По силе визуальных образов видеоряд к этому треку Бейонсе сравним со «Стеной» Пинк Флойд.  

А с JZ они помирились.

One thought on “Наши 8 ½ любимых фильмов 2016 года

Добавить комментарий

Top