«Я, Дэниел Блейк»: I am a citizen – nothing more and nothing less

Британский режиссёр Кен Лоуч в этом году стал обладателем уже второй пальмовой ветви Каннского фестиваля. Драма «Ветер, что колышет вереск» получила награду в 2006 году. Спустя 10 лет Лоуч не изменяет своему излюбленному жанру, снимая картину «Я, Дэниел Блейк». Но на этот раз драма не историческая, а социальная.

История, хорошо знакомая каждому, кто хоть раз соприкасался с инстанциями. Как оказалось, получение льгот и субсидий может вселять ужас не только в жителей пост-советского пространства, но и жителей Англии. Правда, кажется, в отличие от нашей халатности и несоблюдения законов, в Англии как раз-таки правилам следуют. А для кого эти правила написаны и как под них подстраиваться рабочему классу – совсем другой вопрос. Иногда это буквально доходит до абсурда, невольно напоминающего нам о кафкианском «Процессе».

В отличие от модерниста Кафки режиссер продолжает реалистическую традицию, также свойственную его предыдущим фильмам. Персонажи и локации в ленте настолько настоящие, что кажется, это история соседа по лестничной клетке или кассирши в местном супермаркете. Реалистичности им добавляет свойственная Лоучу манера снимать фильмы не на привычном лондонским английском, а с использованием диалектов, таких как кокни или йоркширский диалект. Лоуч считает, что иначе персонажи теряют свой настоящий голос. Поэтому, если вдруг в голову придёт идея смотреть фильм в оригинале, то без субтитров тут вряд ли справишься.

Все это ещё больше влияет на то, что мы видим живых людей, реакции и диалоги которых абсолютно естественны и понятны. Да вот только на их реакции не всегда поступает соответствующий ответ, как будто главный герой в своём страшном сне пытается позвать на помощь, но как бы он ни старался, все равно не получается издать ни малейшего звука. Такая индифферентность логическим образом вызывает протест. Протест одного человека, который вряд ли может хоть что-либо изменить в болезненной системе устоявшихся законов, что с самого начала понятно и ему самому. Но этот крик о помощи отчего-то так важен, что уже сидя в кинотеатре хочется (и прошу прощения за пафос) встать с поднятой рукой, скандировать «Дэниел Блейк» и изо всех сил надеяться, что, в отличие от «Дурака» Юрия Быкова, исход будет соответствующим.

И хотя фильм изначально задумывался как маленький проект, кино по мнению Лоуча обладает силой менять мир: «Невозможно делать фильмы, цинично смиряясь с существующим порядком вещей. В кино, как и вообще в искусстве, должен быть политический момент, оно должно приводить в движение. Это не просто наблюдение за миром. Потому что наблюдение – это своего рода порнография, оно приносит в мир только цинизм».

4 thoughts on “«Я, Дэниел Блейк»: I am a citizen – nothing more and nothing less

Залишити відповідь