Вы тут:
Главная > Рецензии > «Ваяна»: искусство быть собой

«Ваяна»: искусство быть собой

От «Ваяны» можно получить все, что следует ожидать от современной диснеевской анимации. Да, целью нынешних принцесс не является как можно скорее найти принца и красиво уехать с ним в лучах закатного солнца. Теперь они независимы и целеустремленны. Именно такой предстает перед нами Ваяна, которая с гордостью заявляет, что она не принцесса!

Ваяна с детства очарована океаном. Но ее отец и по совместительству вождь племени крайне обеспокоен увлечением дочери. Когда их остров предостерегает опасность, Ваяна решается самостоятельно отправиться в путешествие, несмотря на предостережения родителя. Ей нужно найти полубога Мауи и заставить его вернуть похищенный драгоценный камень богине Те Фити.

Над мультфильмом работал дуэт гигантов диснеевской анимации в лице Джона Маскера и Рона Клементса. В далеком 1989 они возродили анимационную традицию Дисней, сняв «Русалочку», за которой следовал не менее успешный «Аладдин». После «Геркулеса», «Планеты сокровищ» и «Принцессы и лягушки» союз на какое-то время затих. С момента выхода на экраны «Русалочки» приоритеты в выборе сюжетных линий кардинально поменялись. В этом году режиссеры решили обратиться к  полинезийскому мифу, который лег в основу сценария. Ваяна издалека все же чем-то напоминает Ариэль (ту самую Русалочку). В обеих историях события развиваются вокруг океана. Вот только развиваются они в абсолютно противоположном направлении: Ариэль изо всех сил пытается его покинуть, а Ваяна всю жизнь только о нем и мечтает. А тут еще и деспот отец, чей образ тоже серьезно разнится в мультфильмах. Царь Тритон символизирует маскулинность и патриархат. Ариэль идет ему наперекор, но финальное решение остается за ним. Ваяна же во всех вопросах прислушивается к своей бабушке, местной сумасшедшей. Решения отца, хоть и влиятельного вождя племени, остаются в стороне. Стоит также вспомнить слоган «Русалочки»: «Love has no boundaries». В то время, как любовная линия Ариэль и принца Эрика занимает главное место в сюжете, у Ваяны она вовсе отсутствует (как и у Мериды в «Храброй сердцем»).

Главную роль берут на себя все женские персонажи — Ваяна, ее мать, бабушка, богиня Те Фити. Они принимают решения, которые прямо влияют на сюжет. Мужские персонажи остаются второстепенными, начиная от отца Ваяны и заканчивая петухом Хэй-Хэй. С ним связана отдельная история. Изначально его хотели сделать задиристым помощником Ваяны, который по наставлению отца должен был за ней следить (таким же был и Себастьян в «Русалочке»). Но в последний момент характер героя был переписан, и, по мнению одного из режиссеров, он превратился в «возможно, самого глупого персонажа в истории диснеевской анимации». Все же одному мужскому персонажу уделена большая часть экранного времени — полубогу Мауи. Он тщеславен, самолюбив и иногда беспомощен, то есть он абсолютная противоположность главной героине, засчет чего феминистская идея проявляется еще больше.

«Ваяна» не ломает все устоявшиеся стереотипы. Как и в остальных диснеевских анимационных фильмах, все заканчивается хэппи-эндом, ведь снималась картина преимущественно для зрителей младше 25 лет 12 лет. История Ваяны подкупает тем, что в первую очередь учит искусству быть собой. Долой предрассудки и страхи! Вера в себя, а не желание оправдать чужие надежды — движущая сила всего мультфильма.

One thought on “«Ваяна»: искусство быть собой

Добавить комментарий

Top