Вы тут:
Главная > Фикшн > 6 приемов сюрреализма в кино на примере фильмов Луиса Бунюэля

6 приемов сюрреализма в кино на примере фильмов Луиса Бунюэля

Идеи сюрреализма

Основоположником искусства сюрреализма является Андре Бретон — французский писатель и поэт, который собирал вокруг себя единомышленников. О провокационности  нового авангардного искусства красноречиво говорит эта фотография группы сюрреалистов 1924 года:

Сюрреалисты стремились изменить общество и создать радикально новое искусство. «Нам необходимо отбросить искусство прошлого!», — сюрреалисты подхватывают лозунги авангарда.  

Одним из важнейших источников вдохновения для сюрреалистического искусства становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Основой творчества объявляется бессознательное.

Слева — Сальвадор Дали «Постоянство времени», справа — Рене Магритт «Влюбленные»

Создать фильм в духе сюрреализма было провокационной задачей. С ней справился кинорежиссер Луис Бунюэль. Какие сюрреалистические принципы удалось воплотить режиссеру и что нового он привнес в историю кино?

Андалузский пес

Луис Бунюэль дружил с Сальвадором Дали и в 1929 году они вместе создают сценарий фильма «Андалузский пес». Первый фильм Бунюэля признан квинтэссенцией сюрреалистического кино. На фильм «Андалузский пес» ориентировались многие кинорежиссеры, использующие в своих фильмах приемы сюрреалистического искусства, от Майи Дерен до Дэвида Линча.

Кадры из фильма «Андалузский пес» (1929)

Многие последующие фильмы Бунюэля не являются в строгом смысле сюрреалистическими, но режиссер часто использует в них принципы сюрреалистического искусства

В этой статье мы рассмотрим сюрреалистические фишки в различных фильмах Луиса Бунюэля.

  1. Автоматическое письмо
Автоматический рисунок  Андре Массон (1924)

Важнейший метод  сюрреализма — автоматическое письмо.  Творческий процесс должен передавать бессознательные импульсы. Как автоматическое письмо может быть  реализовано в работе над фильмом? Бунюэль и Дали решили воплощать автоматическое письмо в сценарии с помощью образов, которые рождались бессознательно.

Сценарий был написан меньше чем за неделю. По обоюдному согласию Бунюэль и Дали придерживались простого правила: «не останавливаться на том, что требовало чисто рациональных, психологических или культурных объяснений. Принималось только то, что поражало нам, независимо от смысла».

  1. Сновидение

Искусство должно быть подобно сновидению — следующий принцип сюрреализма в живописи, литературе и кино. В важной для сюрреалистов работе «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд писал о том, что  бессознательное выражается через образы сновидения.

Описанные Фрейдом психологические механизмы смещения и сгущения, определяющие образы сновидения, становятся принципами организации фильма «Андалузский пес». Уподобление фильма и сновидения мы можем увидеть в творчестве многих режиссеров от Бунюэля до Линча. Например, подобно кошмарному сновидению построена 8 серия 3 сезона сериала «Твин Пикс»:

3 сезон 8 серия сериала «Твин Пикс» (реж. Дэвид Линч, 2017)
  1. Образ и символ

«Культура значения» (Гумбрехт) приучила зрителей к тому, что каждый образ что-то значит, что создатели фильма закладывают различные смыслы, которые мы можем считывать и трактовать.

Сюрреалисты же решили создавать такое кино, в котором вопрос «что это значит» не будет первостепенным. Простыми словами, образ в фильмах сюрреалистов не следует сводить к символу. Так, Бунюэль зачастую старался избегать символов в своих фильмах, о чем свидетельствуют пометки режиссера в рабочих версиях сценариев.

Сюжет фильма «Дневная красавица» 1967 года посвящен истории молодой девушки, которая решила стать «ночной бабочкой». В фильме есть сцена, которая выстраивается вокруг таинственной шкатулки, содержимое которой китаец демонстрирует обитательницам публичного дома. В шкатулке что-то жужжит, интригуя зрителя. Однако нам так и не раскроют, что в ней находится и какое отношение она имеет к последующей сцене фильма. 

Кадр из фильма «Дневная красавица» (реж. Луис Бунюэль, 1967)

Похожий прием использует Тарантино в классическом постмодернистском фильме «Криминальное чтиво». Режиссер нам так и не показывает, что было в чемодане, который так оберегал Винсент Вега. Так, Тарантино деконструирует сюжетные ходы массового искусства, обманывая ожидания зрителей.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (реж. Квентин Тарантино, 1994)

Мы можем пытаться искать объяснение сюрреалистическим образам, но сюрреалисты предпочитают избегать возможности их символических трактовок.

Иную ситуацию мы можем увидеть в фильмах Алехандро Ходоровски, которого часто называют сюрреалистом, но правильнее будет сказать, что Ходоровски использует язык сюрреалистического искусства для авторских целей. В фильмах «Крот» и «Священная гора» он воспроизводит многие решения сюрреалистов, но также использует символы, которые отсылают зрителей к разным школам восточной философии. У Ходоровски каждый образ имеет смысл, что Бунюэль скорее всего не одобрил бы:

Кадр из фильма «Священная гора» (реж. Алехандро Ходоровски, 1973)
  1. Сочетание несочетаемого

Этот принцип часто использовался в творчестве сюрреалистов. Прежде всего, в поэтических экспериментах Андре Бретона, но также он становится одним из основополагающих в визуальном искусстве сюрреалистов.

Сальвадор Дали «Телефон-омар» (скульптура, 1938)

Смело соединять предметы, которые никак не сочетаются в реальной жизни, — вот мастерство сюрреалистов. Это работает и в кино Бунюэля.

  1. Фрагменты тела и фетишизм

В своих фильмах Бунюэль демонстрирует части тела, которые как будто бы становятся персонажами: рука в «Андалузском псе» и  в «Ангеле-истребителе», нога-протез и отрезанная голова в «Тристане». Кроме того, в ряде фильмов для героев Бунюэля  характерен фут-фетишизм («Золотой век», «Дневник горничной», «Он»).

Кадр из фильма «Он» (реж. Луис Бунюэль, 1953)
  1. Сюжеты

Сами сюжеты в фильмах Бунюэля часто являются сюрреалистическими. В фильме «Скромное обаяние буржуазии» сюжет строится вокруг повторения — буржуа хотят собраться на ужин, но им все время что-то мешает. Хозяйка дома ничего не готовила, в ресторане нет кофе, а в очередном месте, где они пытаются поужинать, приносят резиновую курицу и… герои оказываются на театральной сцене!

Кадры из фильма «Скромное обаяние буржуазии» (реж. Луис Бунюэль, 1972)

Здесь мы можем увидеть еще одну характерную черту сюрреалистического кинематографа — случайность, непредсказуемость. Мы никогда не можем предугадать, что будет дальше.

Луису Бунюэлю удалось переложить принципы сюрреализма на кинематограф и создать свой уникальный режиссерский стиль. Если вам надоели стандартные сценарные ходы, типовые персонажи и предсказуемая развязка, вы точно получите удовольствие от сюрреалистического кино. Приятного просмотра!

 

По мотивам лекций киноведа Дмитрия Петренко в рамках курса «История кино» от Академии визуальных искусств.

 

 

Добавить комментарий

Top