Вы тут:

The OA

Netflix не собирался долго готовить публику к новому сериалу «ОА» («The OA»). Трейлер появился за 4 дня до старта стриминга и почти не проливал света на сюжет. Таким же загадочным было и название сериала — судя по всему, авторы последовали советам Умберто Эко называть произведение именем главного героя, не давая зрителю преждевременный ключ к интерпретации.

Видимо, Netflix вновь попытался сыграть на поле мистической фантастики. Концепция «ОА» напоминает недавний хит компании — великолепные «Очень странные дела» («The Stranger Things»). Размеренная жизнь сонного городка нарушается с появлением странной девушки. Прери Джонсон (Брит Марлин) возвращается домой после семилетнего отсутствия. Девушка больше не слепа, мы не знаем, кто ее похитил (и похитил ли) и откуда у Прери на спине странные шрамы. Хотя Прери старше Оди (главной героини «Очень странных дел»), у «ОА»» тоже скорее школьный сеттинг. Основные персонажи — если не подростки, то их учителя или родители.

Но если мистическая составляющая у «Очень странных дел» гармонична, «ОА» не может этим похвастаться. Не раскрывая сюжетных спойлеров, скажем лишь, что исчезновение Прери связано с исследованием околосмертных переживаний — опыта, когда человек выживает, будучи на грани жизни и смерти. Это сопровождается своеобразными ангелами-хранителями и очень странной эзотерической аэробикой (пожалуй, самый сомнительный сюжетный ход). И вишенка на торте — линия с русскими бандитами, неприятно напоминающая второсортные русские криминальные сериалы.

При этом, реалистичная часть «ОА» намного убедительнее. Сериал исследует вопросы доверия родителей и детей, поиск подхода к трудным подросткам. Пост-травматические переживания Прери и история её исчезновения напоминает фабулу книги «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары — нашумевшего литературного события последних лет. В обоих произведениях история травматичного опыта разворачивается перед наблюдателем постепенно, с помощью флешбеков. И в книге, и в сериале источники травмы — крайне отталкивающие персонажи. Доктор Хэп (Джейсон Айзекс) из «ОА» настолько неприятен, что называть его сумасшедшим ученым не поднимается рука — сумасшедшие ученые вызывают хоть какое-то сочувствие.

Развитие технологий сделало просмотр сериалов коллективным опытом. Мы живем в период детальнейших разборов серий в бесконечных тредах на реддите и почти полном реконструировании сюжета фанатами. Для шоураннеров это значит, что задача удивить зрителя невероятным сюжетным ходом многократно усложнилась. Стриминговые сервисы идут другим путем, делая доступным для просмотра сразу весь сезон. Нет нужды обсуждать с другими зрителями, кем же окажется человек в чёрной шляпе, если можно тут же посмотреть следующую серию. Поэтому сериал можно делать не столько непредсказуемым, сколько атмосферным. Создатели «ОА» явно пытались, жаль, что вышло не очень.

Добавить комментарий

Top