«Не волнуйся, он далеко не уйдет»: трагедия в карикатурах

Гас Ван Сент — режиссер независимого кино, которого давно обвиняют в уходе в мейнстрим. Ни на что не похожий «Мой личный штат Айдахо» остался где-то далеко в начале 90-х, оскароносный «Умница Уилл Хантинг» — в 1997 году, а Каннский призер «Слон» — в 2003-м. Между этими успехами непременно встревали неудачи. Последний же фильм режиссера «Море деревьев» 2015 года даже не выпустили в прокат. Сейчас он вернулся с фильмом «Не волнуйся, он далеко не уйдет» — биографической историей об американском карикатуристе Джоне Каллахане, который после автомобильной аварии в возрасте 21 года попал в инвалидное кресло.

Идея снять фильм появилась, когда Джон был еще жив. Тогда они с Гасом были хорошим друзьями и подумывали взять на его роль Робина Уильямса. Реализовать проект получилось только сейчас, когда ни Уильямса, ни Каллахана больше нет в живых. Джон умер в 2010 году в возрасте 59 лет от осложнений после очередной операции. Роль карикатуриста досталась Хоакину Фениксу, который отлично справился (вот так сюрприз!) с образом то молодого, то стареющего ироничного и иногда вспыльчивого алкоголика-сироты. Еще одно необычное перевоплощение оказалось у Джоны Хилла, который сыграл духовного наставника Каллахана. Джек Блэк сыграл друга художника, с которым он и попал в ужасную аварию, но остался цел и невредим.

Нелинейное повествование иногда запутывает и отстраняет от главного героя. С другой же стороны, режиссер не пытается выдавить из зрителя слезу (за что ему отдельное спасибо), поэтому такой прием кажется здесь относительно уместным. Сложно привязаться к герою, который в основном пьет и устраивает шоу на собраниях анонимных алкоголиков. Даже когда в ход вступают карикатуры Каллахана, они мало у кого вызовут сочувствие, скорее — ехидный смешок.

Фильм оказался нетипично позитивным для режиссера, в картинах которого чаще поднимается тема саморазрушения. Здесь главный герой наоборот стремится собрать свою жизнь в кучу, после того, как она чуть было его не покинула. В этом ему помогает творчество, а именно маленькие карикатурки на довольно щекотливые темы: расизм, сексизм и прочие -измы. Он смеется над инвалидами и сопереживает ку-клукс-клановцам. Маленькие, периодически оживающие на экране картинки добавляют фильму иронии и юмора, что отличает ленту от большинства байопиков. Но кажется, что ему постоянно немного не хватает чего-то, чтобы дотянуть до заветного максимума. Возможно, дело в довольно нелогичном развитии персонажа: герой Феникса, несмотря на свой алкоголизм и безответственное отношение ко всему вокруг, вдруг начинает это все безмерно ценить.

Мы привыкли к серьезному Ван Сенту, но в «Не волнуйся, он далеко не уйдет» фиксация на пресловутом саморазрушении вдруг стала ироничной и превратила фильм в драмеди. Пускай эта метаморфоза и станет главным козырем фильма.

Залишити відповідь