Хроники Берлинале постфактум: Metallica, гипермаркет, Заполярье и спорный триумфатор.

«Лицо» (Twarz, реж. Малгожата Шумовска)

Молодой парень Яцек живет в польской глубинке, слушает тяжелую музыку, работает на стройке и встречается с первой красоткой на селе. Яцека местный народ любит, хоть и не до конца разделяет его вкусы («Состриги ты уже свой хаер» — в один голос желает родня на Новый год) и взгляды на жизнь («Место поляка — в Польше!», — рассуждает свояк о намерениях шурина уехать за границу). На работе происходит несчастный случай, после которого Яцек чудом выживает, но вынужден перенести операцию, которая полностью меняет его внешность. Выглядит после нее парень скверно, но жалости от окружения ждать не приходится, наоборот — тут-то оно и показывает свое истинное озлобленное лицо.

За полтора часа режиссер Малгожата Шумовска проходится по всем изъянам польского общества (да чего уж — одной страной тут можно не ограничиваться), но делает это без занудного морализаторства, а со здоровым и забористым, как саундтрек, юмором. Хоть мы и надеялись на Золотого медведя для Малгожаты, гран-при, которым наградило ее жюри — тоже хорошо. Готовы держать кулаки и скрещенные пальцы сколько угодно, лишь бы картина добралась до украинского проката.

 

«В проходах» (In den Gängen, реж. Томас Стубер)

Изначально лента привлекала только многообещающим актерским дуэтом звезды «Тони Эрдманна» Сандры Хюллер и Франца Роговского, который уже успел засветиться на Берлинале в фильме «Транзит» Кристиана Петцольда. «В проходах» оказалась камерной драмой не без комичных моментов о сотрудниках одного немецкого супермаркета.

Магазин — отдельный космос, существующий по своим правилам и законам. Молчаливый Кристиан только начинает становиться его частью: знакомится с коллегами, осваивает диковинное оборудование, влюбляется в Марион из соседнего отдела. У него есть мрачное прошлое, у окружающих — свои скелеты в шкафу, о которых зачастую не знают даже самые близкие люди. Несмотря на то, что сюжетно «В проходах» сосредоточен на взаимоотношениях героев, это, скорее, история вселенского одиночества, которое поджидает работников, только они ступят за порог супермаркета. О котором не говорят за стаканчиком кофе из автомата и на перекуре. От которого не спасает мнимая социализация — работа, дружба или даже семья.

 

«Ага» (Aga, реж. Милко Лазаров)

Где-то далеко на Севере живут пожилая пара — Нанук и его жена. Их быт не тронут цивилизацией: старенькая юрта посреди белоснежной пустыни, деревянная утварь, сани да верный пес. Выживать в таких условиях не так-то просто, но герои не жалуются. Кажется, такое положение вещей для них привычно и вполне устраивает, несмотря на постоянный дефицит еды. Покинуть насиженные места Нанука заставляет смерть жены: он отправляется в город повидаться с дочерью Агой, которую не видел много лет.

Удивительно, какие бриллианты порой таятся вне конкурсной программы. Диалогов в «Аге» не так-то много, но природа на экране говорит сама за себя. Камера любуется  бесконечными снежными просторами, на фоне которых человек — лишь крохотная точка. Местами кажется, что в документалку от National Geografic случайно забрели актеры. Да как удачно! Режиссер едва уловимо сокрушается о глобальном потеплении, урбанизации, забытых традициях. Но громче всего в фильме звучит, конечно, родительская грусть. В финальной сцене ей вторит великолепная 5-я симфония Густава Малера, которая создает ощущение, будто ты оказался на сеансе какого-то старого-старого и очень доброго фильма.

«Не прикасайся» (Touch me not, реж. Адина Пинтилие)

Если вы каким-то чудом еще не наслышаны о том, каким сюпризом стал для всех выбор фильма-победителя Берлинале, значит вот он, наш звездный час. С легкой руки Тома Тыквера (он в этом году был главой жюри) и компании Золотой медведь достался румынской ленте «Не прикасайся». Это история 50-летней Лоры, у которой проблемы с телесными контактами, воплощенная в форме документально-игрового кино. В фильме есть и профессиональные актеры, и просто люди, причастные к теме, некоторые сцены были прописаны заранее, какие-то — импровизировались.  Где постановка, а где документальные съемки, не отличить. Да и не особо хочется, если честно, потому что целесообразность таких комбинаций в случае с «Не прикасайся» под большим вопросом.

Режиссер играет на поле действительно актуальных тем боди-позитива и принятия себя, но выбирает слишком спекулятивные методы. Мы за эксперименты, но против настолько радикальной реализации, тем более, когда речь идет о деликатных интимных вопросах. Супер, если ваш внутренний ханжа не заерзает на первой же сцене, где крупным показывают гениталии мастурбирующего мужчины, но если вдруг испытаете неловкость или недоумение — мы вас не осудим. В картине Адины Пинитилие нет какого-то захватывающего сюжета, динамики, интриги. Одной злободневностью темы эти прорехи не закроешь. Возможно, Золотой медведь, даст фильму больше возможностей быть увиденным и донести заложенную в него идею, но шансов стать новой классикой мирового кинематографа, кажется, не прибавит.

2 thoughts on “Хроники Берлинале постфактум: Metallica, гипермаркет, Заполярье и спорный триумфатор.

Залишити відповідь