«Субурбикон»: изнанка одноэтажной Америки

Действие происходит в 50-х. Субурбикон — вымышленный городок с идеально подстриженными газонами, красивыми фасадами и лучшими условиями для жизни. Идиллию нарушает вторжение бандитов в один из домов, а тут еще и новые соседи — семья афроамериканцев, которой душки-жители, разумеется, не рады. Цепная реакция событий приводит к развязке, достойной древнегреческих трагедий.

Джорджа Клуни у нас знают в основном как актера, а он тем временем настоящий швец, и жнец, и на дуде игрец Голливуда. В перерывах между съемками, написаниями сценариев и продюсированием он не прочь также посидеть в режиссерском кресле. «Субурбикон» — 6-я полнометражная лента Клуни, и первая, где он наконец-то не снимает самого себя.

Джордж Клуни — очень политический режиссер. Большинство его предыдущих работ так или иначе касались власти и ее корреляции с жизнью общества.«Признания опасного человека» (2002) рассказывает о телевизионщике, тайно работавшем карателем ЦРУ. «Доброй ночи и удачи» возвращает в эпоху маккартизма, на которую пришелся пик антикоммунистических настроений в Америке. Прокатный успех фильма закрепили 6 номинаций на «Оскар». Мог получить статуэтку киноакадемии и «Мартовские иды» — байопик о выборах президента США в 2004. Большинство потенциальных наград в руки Клуни так и не попали, но его режиссерскому реноме пошли на пользу.

В «Субурбиконе» Клуни возвращается на 60 лет назад, пытаясь заглянуть под блестящую обертку одноэтажной Америки.  Еще до выхода фильм окрестили черной комедией, но при ближайшем рассмотрении он не кажется таким уж смешным. Комичные моменты только обостряют внимание на зияющей дыре в двойном дне тихого пригорода. И через нее не видно ничего, кроме притворства и нетерпимости. О каких семейных ценностях может идти речь, когда из-за измены под угрозой оказывается даже жизнь ребенка? О каких человеческих, когда темнокожей отказываются продавать товары в супермаркете?

Не стесняйтесь ощущения, что смотрите картину Коэнов. Они стали соавторами сценария, так что почерк братьев читается тут действительно четко. Основная сюжетная линия (супругов, которых играют Мэтт Деймон и Джулианна Мур) попала в поле их ответственности, Клуни с еще одним сценаристом работали над историей семьи афроамериканцев. Возможно, Джорджу стоило хоть раз полностью переключиться на режиссуру, потому как органичного сюжетного симбиоза в фильме, увы, так и не случилось:  линии, скорее, сосуществуют в рамках «Субурбикона», чем являются частью одной истории. При этом Клуни собирался еще и сыграть в фильме, но в итоге отдал роль налогового инспектора Оскару Айзеку — и его персонаж вышел одним из самых интересных.

«Субурбикон» невольно стал реакцией на события пока еще непродолжительной трамповской эпохи. Снимали его до выборов, но происходящее в фильме сложно не соотносить с настоящим. Главное, чтобы сценарий, в котором райское место с пугающей скоростью превращается в филиал ада, так и остался лишь экранизацией.

3 thoughts on “«Субурбикон»: изнанка одноэтажной Америки

Залишити відповідь