«Сфера»: как из 1984 сделать офисную комедию

Концепция социальных сетей — подарок для сценаристов. Тут и человеческое тщеславие, которое заставляет приукрашивать хронику своей жизни в статусах фейсбука ради лайков. И злобные корпорации, которые, очевидно, в самых корыстных целях собирают все данные о пользователях и еще больше заманивают их в онлайн-пучину. И оригиналы, идейно отвергающие любые попытки нарушить их приватность. Словом, материала столько, что бери и снимай современную интерпретацию «1984». Но получается, почему-то, не сатира, а самопародия.

«Сфера», экранизация одноименной фантастической книги Дэвида Эггерса, рассказывает о Мэй (Эмма Уотсон), скромной умнице, прозябающей на унылой работе и вынужденной поддерживать родителей. Благодаря подруге, Мэй вытаскивает лотерейный билет и устраивается на пусть самую начальную позицию, но в самую крупную мировую компанию — «Сферу», технологический гигант. Это была бы история Золушки, если бы после бала Золушку не подменили. Персонаж Мэй удивительно противоречив. Порой девушка делает такие глупые поступки, что кажется, что блестящее собеседование в «Сферу» за нее проходила сестра-близнец. Самодостаточная и интровертная, Мэй настойчиво флиртует с таинственным незнакомцем и быстро осваивается с круглосуточным онлайн-стримингом своей жизни.

Да и вообще, персонажи — самое слабое место фильма. Кажется, что в некоторых эпизодах герои фильма что-то говорят просто потому, что режиссер хочет объяснить зрителям происходящее, а закадровый голос пускать стыдно.

Второй существенный недостаток — сценарий. Слишком много эпизодов, которые никуда не ведут, слишком фрагментарная история, слишком многое приходится додумывать за авторами фильма. Зачем зрителям детально рассказали, как принято работать в отделе поддержки пользователей «Сферы»? Почему отношения Мэй и ее лучшей подруги так резко испортились? Почему Тай так доверяет совершенно незнакомому человеку? Возможно, цельность истории разрушили плохим монтажем, либо это проблема адаптации литературной основы.

Единственное светлое пятно во всей этой истории — Том Хэнкс, у которого получился прекрасный собирательный образ из Стива Джобса и докладчиков конференций TED. Наверное, он должен был играть обаятельного злодея, но коварная подноготная «Сферы» так слабо обоснована, что персонаж Хэнкса как злодей не воспринимается, а вот как обаятельный — вполне.

«Сфера» играет на одном поле с «Черным зеркалом» и с треском проигрывает любому эпизоду этого мрачного сатирического сериала. Моменты, которые, видимо, должны иллюстрировать принуждение людей отказываться от конфиденциальности, больше похожи на пародию на неутомимый энтузиазм сотрудников отдела кадров. А на территории комедий об офисной жизни конкуренция настолько выше, что даже «Кадры» (Internship) с Винсом Воном и Оуэом Уилсоном, по сравнению со «Сферой», кажутся неплохим фильмом.

Залишити відповідь