«Путешествие времени»: через Вселенную

Терренс Малик – режиссер, который задает много вопросов, но не будет перетруждать себя дачей ответов. Возможно, именно поэтому критики уже давно поделились на две категории. Первые освистывают каждый фильм со времен «Древа жизни», мол, режиссер уже давно не создает ничего нового, а только постоянно цитирует себя же. Вторые склонны к тому, что Малик просветился уже настолько, что большинство просто еще не способны это осознать. Можно даже подумать, аббревиатура имени Малика (ТМ) неспроста такая же, как у трансцендентальной медитации. Но одно понятно точно – статус культовости заслужен уже давно. Об этом свидетельствуют и «Золотая пальмовая ветвь», и желание актеров сняться в любой картине режиссера. Причем все даже не против остаться за кадром – Малик однажды уже вырезал все эпизоды с Рейчел Вайс, Кристианом Бейлом и другими.

«Путешествие времени» – magnum opus Терренса Малика для тех, кто с творчеством режиссера либо совсем не знаком, либо является его ярым поклонником. Здесь мэтр дал волю своим любимым приемам от движения камеры до закадрового монолога, который лишь отдаленно или вообще не комментирует происходящее. Закадровый голос в этот раз принадлежит Кейт Бланшетт, в более короткой версии для IMAX ее заменил Брэд Питт, а в украинской версии мы услышали Сашу Кольцову. Здесь зрители, вероятно, тоже поделятся на две группы. Текст либо покажется ведомым и крайне важной частью фильма. Либо его можно вовсе выключить, ведь от этого понимание фильма не пострадает.

Малик не ведет диалога со зрителем, диалог он ведет с природой, а зрителю позволяет лишь понаблюдать. Говорят они о теории Дарвина и происхождении Вселенной. Кадры животного мира чередуются со съемками реальных людей, которые местами напоминают животных даже больше, чем ранее показанные акулы и скорпионы.

Такая медитативность напоминает фильм другого режиссера и фотографа Грегори Колбера «Пепел и снег». Причем похоже, что их цели даже перекликаются. Для Колбера это была попытка восстановить основы взаимопонимания, существующие со времен, когда люди жили в гармонии с животным миром. У Малика в гармонии с природой оказались только первобытные люди и дети. Хотя люди были скорее в центре внимания в другом его фильме – «Древо жизни», с которым «Путешествие времени» во многих визуальных (и не только) решениях пересекается. Документальный фильм Малика явно уходит в крайности так же, как и мнения о всех его лентах. Но именно поэтому равнодушным остаться почти невозможно.

Залишити відповідь